Познавательный проект
для детей средней группы «Возвращение перелетных птиц»
Разработала:
Воспитатель
Фёдорова М. Н.
2019г
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети средней группы; воспитатель Фёдорова М.Н.; родители воспитанников.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы и их родителей.
По продолжительности: долгосрочный
Автор проекта: воспитатель Фёдорова Марина Николаевна
Сроки проведения проекта: с 15 марта по 15 апреля
Проблема: Гуляя по участку ранней весной, дети обратили внимание на птиц, которые ходили по участку. Ребята спросили меня:
- Скажите, Марина Николаевна, вот птицы гуляют здесь днем, а куда они улетают на ночь спать?
- Почему птицы не остаются ночевать на участке, ведь мы для них развесили кормушки и заботимся о том, чтобы в них всегда был корм?
- А если, мы им развесим домики, они останутся?......
- Какие дома им подойдут? Из чего они должны быть сделаны? Останутся ли птицы жить в наших домах? Возвратятся ли потом?...
Самостоятельно дети не могли найти ответы на свои вопросы и тогда, у меня возникла идея создать этот проект и по ходу проекта ответить на все интересующие детей вопросы.
актуальность: Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. Очень хочется, чтобы дети были способны уже с дошкольного возраста осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и уметь жить в относительной гармонии с природой.
Цель проекта: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц;
Задачи проекта:
Дети Педагог Родители
1 .Способствовать формированию у детей основ экологической культуры, развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
2.Формировать у детей чувства ответственности и сострадания, основанные на ознакомлении с нуждами птиц их проблемами.
3. Приучать серьезно, относиться к нужному делу - изготовлению гнездовий вместе с взрослыми.
4. Развивать связную речь у детей.
5. Активизировать словарь детей.
6.Активизировать развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
7. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам и желание помогать им в любое время года. 1.Формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги) над созданием продуктов проекта.
2.Направить и активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
3. Развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
4. Повысить профессиональную компетентность.
5. Разработать цикл занятий, бесед по данной теме.
6. Подготовить и провести развлечение «Праздник птиц». 1. Проявить активность в совместной деятельности с детьми и педагогами.
2. Ориентировать и оказывать помощь дошкольникам.
3. Принять участие в изготовлении скворечников и вывешивании их на деревьях группового участка.
Гипотеза: Если дети будут не только видеть птиц на своем участке, знать об их жизни, особенностях, повадках, среде обитания, наблюдая за ними, но и учувствовать в жизни птиц, играя в ней не маловажную роль, неся на себе ответственность за их жизнь, через развитие заботливого отношения к птицам, изготовления для пернатых друзей скворечников, то дети будут более внимательны к живым существам, к природе в целом и будут бережней обращаться с пернатыми друзьями.
Материально-техническая база: развивающая среда группы, материалы для изготовления скворечников.
Предполагаемый результат.
Дети Педагог Родители
Дети смогут использовать полученные знания в беседах со взрослыми, с другими детьми, делиться результатами наблюдений, участвовать в конкурсах рисунков, поделок, литературных конкурсах.
Будет сформировано на этой основе нравственное и личностное отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста. Пополнится развивающая среда материалом о птицах;
Повысит профессиональный уровень;
Укрепит нравственное и личностное отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам дошкольников.
Укрепятся детско-родительские отношения. Повысится педагогическая культура общения;
Сформируется диалогическое взаимодействие взрослого и воспитанника;
Повысится эффективность обучения и воспитания детей путем организации совместной деятельности;
Раскрытие творческого потенциала семьи;
Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
Список литературы:
Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №10/2008, с53;
Материалы журнала «Воспитатель ДОУ» №7/2013, с24;
Материалы журнала «Музыкальный руководитель» «1/2009, с 46;
Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Интернет-ресурсы / http://nsportal.ru/ и другие
Этапы реализации проекта:
1.Организационный этап.
дети педагог родители
Посещение библиотеки для поиска художественной литературы по данной теме;
Наблюдение за птицами во дворе своего дома, на улицах города;
Изготовление атрибутов для игр. Составление конспектов НОД познание, аппликация, рисование, лепка. (Приложение №1);
Подбор дидактических игр (Приложение №2);
Организация и проведения развлечения «Праздник птиц» (Приложение№3)
Составление конспекта прогулки. (Приложение№4)
Определение проблемы
Постановка и определение целей и задач проекта.
Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
Подбор пословиц и поговорок о птицах;
Создание развивающей среды в группе;
Оформление выставки продуктивной деятельности;
Подбор информации для родительского уголка.
Составление сценария праздника. Ознакомление с информацией в родительском уголке;
Организация посещения библиотеки;
Назначение ответственных за изготовление скворечников;
Приобретение и изготовление атрибутов для игр;
Обсуждение с воспитателем и выбор наиболее эффективных и приемлемых методов для реализации проекта;
Участие в ряде мероприятий.
2.Основной этап, планирование деятельности:
дети педагог родители
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной теме).
Разучивание потешек, закличек о птицах.
НОД Ознакомление с окружающим «Пришла весна, прилетели птицы»; Развитие речи «Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы»; Рисование «Грач» (акварель), Аппликация (коллективная работа) «Скворечники»; Лепка из пластилина «Перелётные птицы». 1.Чтение стихотворений о птицах
2. Чтение рассказов: В.Бианки Подкидыш Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
М. Горький «Воробьишко» Смоленск: Русич, 2000.
3.Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике: «Путаница», «Чей домик?», «Улетает, не улетает (Сравни птиц)», «Кто чей?», «4-й лишний», «Дорисуй то, чего не хватает», «Узнай птицу по описанию», «Чего не хватает? », «Сравни птиц», «Кто как голос падает?».
1.Рассматривание иллюстраций о птицах
2.Словесная игра: «Сравни птиц»
3.Словесная игра: «4-й лишний»
4.Игра: «Построй по образцу»
5. Составление рассказов на тему: «Один день из жизни маленькой птички»
1.Проведение цикла занятий: «Перелетные птицы».
2.Беседы: «Перелетные и зимующие птицы», «Сходство и отличительные особенности, среда обитания»
3.Разучивание с детьми пословиц о птицах, стихотворений, подвижных и дидактических игр.
4.Чтение рассказов о птицах, показ сказок.
1. Изготовление скворечников.
1.Разучивание песен, плясок к развлечению: «Праздник птиц».
2.Разучивание подвижных и дидактических игр. Фотоотчёт о проведенном мероприятии.
Пополнение развивающей среды новым наглядным и дидактическим материалом о птицах. Сопровождение детей на групповой участок и вывешивание скворечника на дерево. (Приложение№4)
3. Заключительный этап
Дети педагог родители
Развлечение «Праздник птиц!»
Вывешивание скворечников на деревьях группового участка. Организация развлечения «Праздник птиц!»
Изготовление заготовок скворечников, сборка их с участием детей и их вывешивание на дерево; Участие в развлечении «Праздник птиц».
Продукт проекта: изготовление скворечников родителями с участием детей, вывешивание их на деревья группового участка.
Планы на будущее:
1.Наблюдение за жильцами скворечника.
Цель: Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за перелетными птицами нашего края.
Приложение №1
Тема НОД: «Пришла весна, прилетели птицы».
Программное содержание:
1) расширять и уточнять представление детей о весенних изменениях в природе.
2) Расширять знания о птицах (особенностях их внешнего вида, условиях обитания).
3) Углублять интерес к птицам, учить выделять и называть их характерные особенности.
4) Формировать представления о том, что человек-часть природы и что он должен беречь, охранять, защищать её.
Предварительная работа:
Чтение произведения о природе «Чей нос лучше? », «Воробьишко» и др.
Загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, за птицами, рассматривание животных полотен, иллюстраций к произведениям Чарушина, заучивание стихов о природе.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации 4 времён года, цветные карточки перелётных и зимующих птиц, аудиозапись со звуками птиц, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычная беседа. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птицам, которые прилетают с юга.
Угадайте, о каком времени года идёт речь, и как вы об этом догадались:
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выдут муравьи
Скоро после зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С. Маршак.
(Дети определяют время года, о котором идёт речь в стихотворении, называют его признаки) .
2. Беседа «Признаки Весны»
- Посмотрите на картины. Рассмотрите их и выберите картину о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
( Снег потемнел, кое-де видна земля, небо голубое, ярко светит солнце, журчат ручьи, прилетели птицы…)
-А какие перемены весны вы ещё знаете? (ответы детей) .
- А без кого весна, не весна? (Без птиц).
- Вот мы сегодня и мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (дети перечисляют).
- Как мы называем птиц, которые зимуют с нами? (Птицы, которые зимуют с нами, называются зимующие.)
-Назовите их. (Воробей, Сорока, ворона, голубь, синица, дятел…)
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (Птицы, которые возвращаются к нам их тёплых краёв - называются перелётными.)
- Назовите их. (Ласточка, скворец, грач, лебедь, журавль…. )
3. Физминутка.
Вот летит большая птица
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
4. Птичьи заботы весной.
Воспитатель: А чем же заняты птицы весной?
Дети: Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые.
Воспитатель: А где птицы строят свои гнёзда?
Дети: птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.
Воспитатель: А из чего птицы строят свои гнёзда?
Дети: Из сухих травинок, соломы, веточек, кусочков мха…
Воспитатель: Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?
Дети: отложить яйца и вывести птенцов.
- Ребята, А все ли птицы вьют себе гнезда? (Не все, все, не знаем)
- А вы, знаете, что есть птицы, которые не вьют себе гнезда, а живут в готовых домиках, которые им делают люди? (Да, знаем, это скворцы)
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает им о скворцах:
- Это, ребята, скворцы. А как называются домики для этих птиц? (Скворечники)
- Правильно, а из чего делаются скворечники? (из дощечек, дерева, фанеры)
- Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам весной, в постройке жилищ? (Да сможем)
- Как вы думаете, вы мы сможем сами сделать скворечники? (нет, мы еще маленькие.)
- А кто сможет? (Наши родители, папы, дедушки, старшие братья)
- Хорошо, ребята, мы попросим в этом деле нам помочь наших пап и дедушек. Попросим? (Да, попросим). И все вместе, пойдем и повесим их на деревья нашего участка. И очень скоро увидим в них жильцов.
5. Дидактическая игра: «У кого кто? » \с мячом\.
(у совы-совята, у кукушки-кокушата, у скворца-скворчата, у галки-голчата, у вороны-воронята, у сороки-сорочата, у журавля-журавлята, у совы-совята и т.д.)
- Ребята, а какую пользу приносят птицы? (питаются насекомыми, они помогают людям сохранить лес, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше.)
- Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром, как люди вредят природе? (ломают ветки деревьев, рвут красивые цветы, разоряют гнёзда птиц, ловят для своего развлечение бабочек, стрекоз, разных жуков.)
- Скажите можно ли так себя вести? (Нет нельзя.)
- А как нужно? (Ответы детей)
- Жизнь растений, многих других животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в вашей помощи, в добром и бережном отношении к ним. И мы можем помочь скворцам, с помощью родителей сделать скворечники и развесить их по деревьям на нашем участке и понаблюдаем, кто в них заселится, и как им будет житься у нас. Согласны?
6. Итог.
-Что ново вы узнали на занятии? Где могут пригодиться эти знания? Как вы будете относиться к нашей природе? Что мы решили с вами сделать? Кого мы попросим нам помочь? (ответы детей)
Приложение №2
Дидактические игры:
Дидактическое лото. «Путаница»
Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.
Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
Цель:воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.
Дидактическая игра «Чего не хватает? »
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;
У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.
Дидактическая игра «Кто как голос падает? »
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры : Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Приложение №3
Развлечение: «Праздник птиц!»
Программное содержание:
Музыка:
• продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно- эстетический вкус;
• обогащать музыкальные представления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки и малых фольклорных форм;
• продолжать знакомить с фольклорными жанрами: хоровод, закличка.
• закреплять практические навыки исполнения песен-закличек без музыкального сопровождения;
• способствовать развитию танцевально-ритмических движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером и темпом музыки; развивать танцевально-игровое творчество.
Социализация:
• приобщить детей к культуре и традициям наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.
• развивать у детей навыки соблюдения правил и норм поведения, разыгрывать роли;
• побуждать детей подбирать и создавать атрибуты для игры (украшение лентами, цветами, изготовление фигурок птиц);
Коммуникация:
• уточнять словарный запас по теме Перелётные птицы; разъяснение и анализ старинных и символических слов русского фольклора (кликать.)
• закреплять навыки выстраивания причинно-следственных связей, исключения лишнего, грамотного и логичного оформления высказываний и суждений
• формировать фонематические представления детей посредством живых звуков (голоса птиц).
• Беседы о традициях русского фольклора, календарном празднике прилёта птиц - Сороки.
• Беседы о зимних и весенних явлениях природы, наблюдения на прогулке, чтение произведений художественной литературы,
• Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен,
• Разучивание стихотворений, закличек, хороводов,.
Оборудование и атрибуты: сарафаны, рубахи, кокошники, бусы, шапочки: птицы; яркие платочки для девочек, тряпичные куклы-жаворонки.
Ход:
Дети под народную музыку входят в музыкальный зал. Становятся в полукруг.
Ведущий: Если снег повсюду тает
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
значит к нам пришла … (весна)
Песня «Зима прошла».
После песни дети остаются в полукруге. Влетает птица – сорока и передает ведущему альбомный лист сложенный вдвое.
Сорока:
Телеграмма, телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный: детский сад № 32 «Солнышко»
Ведущий читает телеграмму от Весны:
Я хочу вас пригласить
На поляне погостить,
Чтоб потом мы вспоминали,
Как со мною здесь играли,
Чтоб поляночку найти,
Надо мостик перейти,
А потом через болото,
А потом, кому охота,
Ручеек перешагнуть,
И еще пройти чуть- чуть,
Здесь найдете вы меня.
В добрый путь, смелей друзья!
С нетерпеньем жду я вас!
Эстафета
Ведущий: Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу (дети переходят их группы в зал). А вот и мостик (проходят по мостику). А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают). А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка). Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна?
Дети зовут Весну закличкой:
Весна – красна!
Жива – млада!
Приди же к нам!
К лесам и полям!
Входит Весна, здоровается с детьми: Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы пришли на поляну ко мне в гости, послушать мои рассказы, поиграть, повеселиться.
Я – Весна – Красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Весна предлагает детям поводить хоровод «Веснянка».
После, проходят на стульчики.
Ведущий:
Какое прекрасное время года – весна
В природе бывает три весны:
- весна света - март,
- весна воды – апрель,
- весна зеленой травы – май.
Весна: Ребята, а вы загадки умеете отгадывать? А про птиц?
Загадки:
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)
Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь…(грач)
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. ( жаворонок)
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Эта птица никогда не строит для себя жилья.
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает… ( кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь
Лепит домик под окном из песка и глины… ( ласточка)
Весна: Молодцы! Всех моих гонцов узнали.
Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, как наши ребята поиграют в игру «Займи скворечник
Игра: «Займи скворечник»
(На полу разложены обручи - это скворечники.). Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:
Скворушки, скворушки,
Черненькие перышки!
Вы хотите полетать,
Свои крылья поразмять?
Дети: Да, хотим!
(Дети бегают врассыпную).
Воспитатель: Раз, два, три
Домик свой скорей займи!
(Игра повторяется 2-3 раза).
После игры дети садятся на стульчики.
Ведущий: Вернувшись, птицы снова находят себе достаточно корма:
Появились насекомые, а на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян. С прилетом каких птиц в наших краях начинается весна? (дети- с прилетом грачей).
Ведущий: