Татьяна Владимировна Акмаева добавила публикацию
20 ноя 2019 в 07:32
639 / 1
Поделиться:

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по лингвистике"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе

Кружок «Путешествуя по лингвистике»

Разработала: учитель русского языка и литературы Акмаева Татьяна Владимировна


Пояснительная записка

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской.

Кружки как форма проведения внеклассной работы имеют большое значение в учебном процессе. Они помогают учителю совершенствовать знания учащихся по предмету. Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), глубоких сведений о тексте, о месте и роли слова в тексте, способах переработки текста основная программа не дает. Естественно эти и другие вопросы затронуть во внеклассной работе. Педагогическая функция также важна, так как учащийся в ходе занятий раскрывается с разных сторон. Это позволяет учителю решить две задачи: наладить контакт с воспитанником и привить если не любовь, то интерес к учебным занятиям.

Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место, как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.

Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу, систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;

сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Занятия позволяют развивать у учащихся интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.

Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств. Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Основные задачи программы:

Образовательные:

• развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

• развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

• развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

• овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

• формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

лексика, орфография, этимология;

морфология, орфография, этимология;

морфология, культура речи, стилистика

Актуальность программы

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:

 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 системность организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.

Программа ориентирована на УМК под редакцией Т.А Ладыженской «Русский язык. 6 класс».

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа кружка основывается на обще дидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Кружок «Путешествуя по лингвистике» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Место курса в учебном плане

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, вне учебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Данная программа рассчитана на учащихся 6-х классов.

Срок ее реализации - 1 год.

Форма организации - кружок.

Курс рассчитан на 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

художественно-выразительные средства языка;

основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и

коммуникативных задач;

анализировать и составлять собственный текст;

получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;

усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);

приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Средняя школа. 5-9 классы

Создать новую публикацию
Наталья Михайловна добавила публикацию

26 июн 2023 в 21:34

Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс

Итоговая контрольная работа по литературе Тип урока: урок контроля. Цель урока: проверить знания обучающихся по литературе за курс 5 класса. Планируемые результаты: • Предметные: смысловое чтение, работа с текстом, уметь оформлять свои мысли в письменной форме, аргументировать свою точку зрения (в объеме содержания курса). • Личностные УУД: приобретение мотивов учебной деятельности и понимания смысла учени...

Марина Ивановна Карпушина добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:09

Инновационные подходы на уроках физической культуры в школе


Игра в баскетбол с применением компьютерной техники по оценке действий игроков и дальнейший разбор их ошибок. Таким образом исключается неправильность судейства судьи и учащиеся наглядно могут разобрать свои ошибки, что позволяет реально оценивать им свои навыки и умения в баскетболе.Автор: Карпушина Марина Ивановна...

Наталья Геннадьевна Буркова добавила публикацию

5 апр 2023 в 18:53

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к своему делу, к тем, кого ты учишь, к себе. Как сегодня важно установить правильные взаимоотношения между учителем и учеником. Учащиеся подросткового возраста (а именно с таким возрастом я работаю) – дети легкоранимые, не терпящие обмана, с обостренным чувством справедливост...

Елена Николаевна Грошева добавила публикацию

26 мар 2023 в 19:20

Фотозона на 8 марта


Оформление фотозоны в школе для проведения праздника, посвященному международному женскому дню 8 Марта.Весна и женщина похожи, Собою украшая, мир. Свои старания приложат, Чтоб в жизни вновь, все обновить.Для оформления потребовались: гафрированная бумага, шары, картон и творческое воображение.Автор: Грошева Елена Николаевна...

Е. А. Федореева добавила публикацию

6 ноя 2022 в 19:47

Проект "Славянские мифы"

Славянские мифы — это увлекательное путешествие в глубины нашего древнего Наследия Предков, окутанное тайной и увлекательным сюжетом.Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная ...

Анастасия Сергеевна добавила публикацию

13 мая 2022 в 08:02

Девушки бывают разные


Рисунок нарисованный яркими карандашами характерезует ярких и разнообразных девушек нашей страны и всего мира. А цветы это не только лучший и приятный подарок, но ещё и запах, нежность, любовь, забота, которую отдают нам мамы, бабушки, сестры, жены и просто девушки этой планеты - Земля.Проблески жёлтых, зелёных, розовых, красных, фиолетовых - разнообразных красок, ни это ли счастье для наших глаз, ни это ли...

Анастасия Петровна добавила публикацию

10 апр 2022 в 06:23

Творческое развитие детей на уроках математики.

В современном мире очень быстро нарастает поток научной информации, поэтому основной задачей школы становится формирование творческой личности, способной успешно ориентироваться в современном обществе.В обучении детей творчеству особое место занимает не стандартный подход к решению задач. Среди основных особенностей не стандартного решения можно отметить следующие: 1. Выявление и разрешение противоречий. 2....

Е. А. Степанова добавила публикацию

5 апр 2022 в 06:21

Лекция-экскурс для детей "История Рождества Христова"

7 января мы встречаем самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Каждый год многие люди празднуют Рождество, как очередной праздник, даже не понимая, что это значит для них. Так уж сложилось, что многие люди используют этот день, как повод для проведения каких-то вечеринок, встреч. Но как они могут приравнивать такой праздник к обычному календарному празднику? Рождество – это как этап чего...

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА ПЛИХНЕВИЧ добавила публикацию

18 мар 2022 в 11:41

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Подарок маме "Органайзер"


Поделка выполна на уроке профильного труда. Любимое занятие Владислава – мастерить что-либо своими руками.8 Марта - Международный женский день, этот день принято дарить подарки, а как известно, самый лучший подарок - это подарок выполненный своими руками . Влад придумал и сделал из дерева органайзер для любимой мамочке.С ПАЗДНИКОМ!Моя мамочка родная, Я люблю тебя без края! С 8 Марта поздравляю, Счастья я те...

Ольга Геннадьевна Москаленко добавила публикацию

9 мар 2022 в 18:03

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Весенний праздник


Лучший подарок для мамы в праздник - это сделанный своими руками! Участие в изготовлении открыток принимали:Курутина Елена - 8 класс;Клепач Виктория - 8 класс;Неизвестная Юлия - 8 класс;Симакова Анна - 8 класс.     ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО