Надежда Посохова добавила публикацию
11 янв 2021 в 04:25
380 / 1
Поделиться:

Способы активизации познавательной активности обучающихся начальной школы (из опыта работы)

Познавательная активность - основа любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня познавательной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.


С психологической точки зрения познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса. Ее уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида. Она формируется как природно обусловленными механизмами, так и особенностями организации учебной деятельности.


Одним из способов формирования учебной мотивации, а, следовательно, и повышения уровня познавательной активности обучающихся является применение нестандартных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности. Я хотела бы поделиться положительным опытом применения некоторых форм работы, которые я активно использую в своей педагогической деятельности.


Одной из таких форм является работа над творческим проектом в рамках учебного предмета. К примеру, в курсах «Православная культура» и «Окружающий мир» есть тема «Моя родословная». Я предлагаю обучающимся выполнить творческий проект по этой теме, форму дети выбирают сами: художественное оформление генеалогического древа, альбом, книга, видеофильм. На уроке обучающиеся защищают свой проект, оформляется выставка. В дальнейшем собранные материалы могут быть использованы для участия в различных конкурсах. К примеру, видеофильм «Моя родословная» моего ученика был удостоен медали «Вдохновение» во Всероссийском конкурсе «Первые шаги».


Со своими учениками активно занимаюсь краеведческой работой. Использование краеведческих материалов и заданий помогает детям осознавать связь получаемых в школе знаний с действительностью, их реальной жизнью. Очень интересным является для младших школьников создание путеводителей по достопримечательностям своего села. К примеру, одним из учеников моего класса был составлен атлас-путеводитель по святым источникам нашего села «Благодатные источники земли Казинской», который впоследствии принял участие в региональном конкурсе «Святой источник – бесценный дар» и занял 1 место.

В качестве поощрения обучающихся, выполнивших наиболее качественные работы, провожу экскурсии для класса с использованием их путеводителей. На одной из таких экскурсий по родникам села Казинка мы пришли к выводу, что один из святых родников находится в плачевном состоянии, и решили исправить ситуацию.


Отсюда вытекает еще одна форма работы – акция. Ежегодно в своем классе я провожу экологическую акцию «Живи, родник!». Целью акции является защита родника по ул. Октябрьская от загрязнения со стороны автотрассы и очистка территории от мусора. В рамках этой акции, совместно с сельской библиотекой и администрацией села, в своем классе провела конкурс проектов по озеленению территории родника «Зеленый щит». Проект-победитель был осуществлен в рамках акции. Очистку территории родника ежегодно проводит «Десант чистоты». Итоги акции мы оформляем в виде видеороликов.

В своей работе использую современные мультимедийные технологии. К примеру, в своем классе провожу конкурс сценариев анимационного фильма по профилактике вредных привычек. На основе лучшего сценария создаю анимационные видеоролики, например, анимационный фильм «Брось сигарету, выбери спорт!».

Многие традиционные задания предлагаю обучающимся выполнить в нетрадиционной форме – в форме соревнования в различных областях творчества. Например, провожу соревнование импровизированных музыкальных коллективов класса, которые исполняют музыкальную композицию о вреде газированных напитков собственного сочинения. С наиболее активными обучающимися индивидуально занимаюсь созданием видеоотчетов о деятельности в различных сферах, например, отчета о том, как они помогают зимующим птицам пережить зиму.


В исследовательской деятельности обучающихся, которой мы занимаемся очень активно, я не ограничиваюсь теоретическим поиском. С детьми мы совершаем путешествия в соседние села и города, чтобы посетить предприятия, мастерские, встретиться с интересными людьми. Также в классе в рамках исследования проводим эксперименты и опыты, за которыми могут следить все обучающиеся класса, а не только авторы исследовательской работы.


В сфере духовно-нравственного воспитания я разработала авторскую программу «Школа нравственности», которая предполагает формирование у обучающихся нравственных убеждений с помощью рабочей тетради «Школа нравственности». С этой тетрадью я стала победителем регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Тетрадь включает разнообразные виды заданий. Для удобства пользования разработана система условных обозначений. Пособие содержит четыре раздела: Доброта, Честность, Уважение, Любовь к малой родине. В каждом разделе работа ведется по следующей схеме: сначала дается понятие, потом это понятие актуализируется, затем закрепляется. В процессе работы над заданиями ребята учатся оценивать свои и чужие поступки, анализировать их с точки зрения нравственности, делать выводы.


После основных разделов помещены материалы для самостоятельного чтения «Прочитай-ка». Это произведения известных писателей, статьи краеведов, наших земляков, сочинения обучающихся нашей школы. В каждом разделе есть задания по этим произведениям. В конце тетради находится «Дневник добрых дел», в котором обучающиеся могут рассказать о своих самых добрых поступках.


Таким образом, существует огромное количество методов и приемов активизации познавательной активности обучающихся, применение которых возможно в начальной школе. Их разнообразие ограничено только фантазией и техническими возможностями педагога.


Автор: Посохова Надежда

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Начальная школа. 1-4 классы

Создать новую публикацию
Татьяна Казьянская добавила публикацию

5 фев 2024 в 07:27

"Новогодняя ёлочка"


Поделка «Новогодняя елочка». Украинцева Кристина (8 лет). Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Поделка выполнена из одинаковых деталей из полосок фоамирана, декорирована пайетками. Основа - картонный конус. Способ приклеивания - клеевой горячий пистоле...

Юлия Александровна Николахина добавила публикацию

25 янв 2024 в 08:31

Букет для мамочки


Этот букет был сделан из цветной бумаги для мамочки на День Матери. Моя мамочка самая лучшая на Земле. Я ее очень-очень сильно люблю. Моя мамочка очень обрадовалась такому подарку. Очень благодарила и восхищалась моей работой. Цветы мы изготавливали на уроках технологии.Автор: Николахина Юлия Александровна...

Светлана Юрьевна Распопова добавила публикацию

6 дек 2023 в 21:16

Сценарий праздника 1 сентября "Первый раз - в 1 класс!"

ДЕНЬ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ На доске стихи: Давайте смеяться, Давайте дружить, Давайте учиться И весело жить! Сценарий праздника 1 сентября 1. Организационный момент. Звучит песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). Первоклассники заходят в класс и садятся на свои места. Вот и наступил долгожданный день. А интересно , все ли здесь собрались? Давайте проверим. – Старательные де...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

28 мар 2023 в 05:36

Аппликация «Матрешка»


Аппликация «Матрешка». Клычкова Полина (7 лет) Матрешка - символ материнства в России. Она как многодетная мама - заботливая и всегда рядом со своими дочками. А дочки все похожи на маму. Поэтому матрешку можно подарить маме или бабушке на праздник 8 марта. Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайл...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

28 мар 2023 в 05:35

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Объемная аппликация «Письмо для мамы»


 Объемная аппликация «Письмо для мамы». Завидова Варвара (7 лет). Какой же праздник без цветов? Тюльпаны - одни из первых весенних цветов. Они яркие и бывают самых разных расцветок! Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Работа выполнена из цветной б...

Анна Сергеевна Борисова добавила публикацию

20 дек 2022 в 11:55

Организация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе

Основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения были проведены в 70-х гг. XX в. Наиболее значимые работы, где изучались истоки проблемного обучения, это: А. М. Матюшкин «Некоторые проблемы психологии мышления» (предисловие к сборнику переводов, 1965 г.), «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1972); В. Оконь «Основы проблемного обучения» (1967); И. Я. Лернер «Проблемное об...

Алира добавила публикацию

19 дек 2022 в 13:19

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

"Синица у меня в гостях"


   Меня зовут Абхаликова Алира. Учусь я в 4 классе в г.Сургут. Моя работа называется "Синица у меня в гостях", выполнена к школьному конкурсу "Новогодний сказочный лес".   Через окошко можно увидеть "новогоднюю красу"- ëлочку, украшенную цветными яркими шарами, а под ней подарочки, которых так ждали детишки.☺Рядом лежат две мягкие подушки, на котором могут распологаться домочадцы и греть...

Анна Николаевна Канева добавила публикацию

17 ноя 2022 в 05:26

Технологическая карта урока математики

Технологическая карта урока математики 2 класс.Учитель: Канева Анна НиколаевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района«Средняя общеобразовательная школа с. Казым»Веб – квест интегрированного урока математики и курса краеведения «Мы — дети природы»Содержание1. Пояснительная записка2. Аннотация3. Педагогические технологии, применяемые на уроке4. Методы и приемы, использованны...

Л. С. Корнеева добавила публикацию

10 окт 2022 в 17:10

"Любимое время года"


ОСЕНЬ Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.Николай Некрасов НЕСЖАТАЯ ПОЛОСАПоздняя осень.Грачи улетели,Лес обнажился, поля опустели,Только не сжата полоска одна…Грустную думу наводит она.Каже...

Л. С. Корнеева добавила публикацию

10 окт 2022 в 17:06

"Моя осень"


Работу выполнила ученица 3 «б» класса МБОУ Катынской СШ Шарипова Валерия. Данная работа выполнена акварельными красками.Прекрасная и чудесная пора – осень. Она дарит последние теплые дни в году, окрашивает все вокруг в удивительные и сказочные цвета. Мы идем в школу, где нам предстоит получить новые знания и встретить старых друзей. Я очень люблю осень, ведь она всегда дарит новые впечатления и приключения....

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО