Светлана Алексеевна Дубская добавила публикацию
13 ноя 2020 в 13:24
672 / 1
Поделиться:

Cоциализация в доме ребёнка.

Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.


Социальное развитие детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка – очень современная и актуальная задача не только для работников учреждения, но и общества в целом.


В корне проблемы лежит материнская депривация – состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, в первую очередь эмоциональных.. В таких условиях у детей лишенных любви и ласки близких людей с первых дней жизни, не формируются базовые личностные качества: ощущения любви и приятия окружающих, способность адекватного общения.

Уже на первом году жизни как правило, у детей домов ребенка выражено эмоционально – социальное недоразвитие.. В связи с этим отмечается задержка познавательного и речевого развития. В конечном счете у детей слабо развиваются и социальные умения.

При очень хороших материальных условиях в доме ребенка, грамотно организованной работе с детьми, малышам, тем не менее, не хватает новых впечатлений, а именно ( стимулов развития из внешней среды), разнообразия социального опыта, а также длительных, устойчивых личностно – ориентированных контактов.

Человек – существо социальное. Поэтому уже с момента рождения у ребенка возникает потребность в социальном контакте.

В условиях закрытого учреждения у детей домов ребенка есть опасность попасть в «зону риска». Это может выразиться в отставании нервно – психического развития, в нарушении социального поведения и даже в социальной дезадаптации, т.е. неумению жить полноценно в социуме.


Дом ребенка для наших детей становится основной моделью социального мира и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта, основ человеческих взаимоотношений, умений, навыков и обеспечения личной жизнедеятельности.

Социализация была важная для детей сирот на всех вехах истории Дома ребенка, вот некоторые слайды из жизни детей сирот 40-х – 70-х г.г. С изменением уровня жизни общества, с улучшением благосостояния людей, с появлением новых культурных объектов для детей, развитием возможностей учреждения, происходят изменения и в социализации воспитанников Дома ребенка.

Работу в данном направлении мы начали с изучения педагогами проблемы социализации: проанализировали соответствующую литературу, оценили имеющиеся факторы, поставили задачи и наметили пути их реализации.


Итак первый путь - Социализация в повседневной жизни.

Это, в первую очередь, воспитание культурно – гигиенических навыков, они являются важной составной частью культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

для этого необходимо:

развитие нравственных чувств

• развитие внимания и воли

• речевое развитие

• условия для здоровья

• стремление к самостоятельности

• контроль за внешним видом

• познание окружающего мира

• предпосылки формирования основ эстетического вкуса


2-ой этап – гендерное воспитание.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация детей дошкольного возраста − это процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями.

Первое условие − создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста.

Второе условие – организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.


3 этап – Семейное воспитание.

Оно является наиболее сложным аспектом социализации в формировании у детей сирот семейных ценностей.

Многие дети поступили из семей, где нет любви и согласия, где не воспитывают у детей понятия доброты, честности, милосердия. Неприязненные отношения, а часто и враждебность между родителями, обедняют палитру межличностных отношений, негативно воздействуют на воспитание детей. Чтобы сохранить хотя бы часть семейных, родственных отношений в доме ребенка, дети являющиеся членами одной семьи, размещаются в одной группе.


4 этап - сюжетно-ролевые игры.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.


Следующий путь - Социализация во время организованной деятельности

1. осуществление целевых прогулок и экскурсий по Дому ребенка.

Они имеют системный характер, социокультурное окружение детей «как дома» - это важный ресурс социальной адаптации и социализации детей.

2. Занятия по национальному и патриотическому воспитанию, которые формируют у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине.

Необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием социализации является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

3. Занятия по системе М.Монтессори.

Идеи М.М. просты и известны: свобода, знания, любовь. Согласно ее принципам мы не применяем принуждение. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы разбудить дремлющую в ребенке жизнь и направить его, давая ему свободу самому развивать свои индивидуальные стороны

4. Праздники и развлечения - чтобы воспитать у детей чувство прекрасного, нужно наполнить жизнь ребенка положительными эмоциями, пробудить интерес к творчеству .Музыка как вид искусства - самый доступный восприятию ребенка, следовательно, именно в детском возрасте должно начинаться становление музыкальной культуры. Важную роль в этом могут играть праздники, которые должны способствовать развитию стойкого интереса к музыкальному искусству в целом. Особенность праздника - в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства, сознания ребенка.


Третий путь - социализация, вне учреждения.

1. Это - выезды на природу

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включения в работу одновременно восприятия, мышления и речи. Это форма работы заставляет детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения четко дозированы, чтобы не перегружать детей. Каждая следующая экскурсия дает новые познания, взаимосвязанные с предыдущими и расширяет уже имеющиеся знания.

Прогулки. Они проводятся систематически и способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей, вызывают интерес к окружающему миру.

2. выезды к достопримечательностям города. Цель этих выездов: научить детей воспринимать культурные ценности своего края, своего народа и воспитывать духовно -нравственные основы личности ребенка. Это помогает развить его эмоции, чувства, мышление и совершенствовать механизм социальной адаптации в обществе, осознание себя в окружающем мире.

3.Посещение культурных мероприятий. Культурно-досуговые выезды – неотъемлемая часть в социализации детей-сирот. Они способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создают комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.


Заканчивая выступление, хочу отметить: каждый представленный путь социализации очень важен. Здесь нет главного пути или лучшего, все они самоценны и необходимы для успешной социализации наших детей.

В заключении хотелось бы представить вашему вниманию подборку ярких моментов из жизни нашего дома, где вы увидите, как происходит тесное взаимодействие взрослых и детей. При этом хочется вспомнить слова великого ученого Л.С. Выготского: «Именно через других мы становимся самим собой»

Спасибо за внимание.


Автор: Игошина Елена Николаевна

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Статьи воспитателей детских садов, родителей, педагогов, психологов и логопедов.

Создать новую публикацию
Наталья Ивановна добавила публикацию

24 мар 2024 в 06:45

Презентация "Обучение детей младшего возраста конструированию"

Содержимое разработкиКонструирование в группе раннего возрастаПерспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всесторонн...

Галина Анатольевна Жидкова добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:21

Семинар-практикум "Педагогическая технология «Утренний и вечерний круг»

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со...

Оксана Павловна добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:20

Полноценное развитие речи в младшем дошкольном возрасте на материале малых поэтических форм

Тема раннего речевого развития очень важна. Для полноценного становления речи ребенку необходимо грамотное участие взрослых в первые годы жизни. Песенки, потешки, попевки, считалочки - база для формирования произносительной и просодической сторон речи.Игра – ведущая деятельность дошколёнка. Весь мир, все сферы жизни познаются ребёнком через игру. Получая какой-либо опыт, свои наблюдения ребёнок переносит в ...

11 сен 2023 в 07:56

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Aдaптaция дошкольников к условиям детского сaдa Aдaптaция – это не только процесс привыкaния ребенкa к дошкольному учреждению нa первых порaх, но и вырaботкa умений и нaвыков в повседневной жизни. Длительность периодa aдaптaции зaвисит от многих причин: • от особенностей высшей нервной деятельности и возрaстa ребенкa; • от нaличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; • от состояния...

Алёна Юрьевна Бучнева добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:14

Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песн...

Елена Алексеевна Щербанева добавила публикацию

31 мая 2023 в 07:35

«Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников в ДОУ»

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 апр 2023 в 14:34

«Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

Математика, в отличие от других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, которые составляют окружающий нас мир, но так же количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Математика реализует мировоззренческие, а так жевоспитательные, культурные и эстетические функции.Научные исследования, которые проводились с середины двадцатого столетия, показали, что ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 мар 2023 в 19:46

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста 1. Основные задачи социального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 2. Особенности социального развития дошкольников 3. Формы социального развития детей дошкольного возраста 4. Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, н...

Юлия Олеговна Васенёва добавила публикацию

9 мар 2023 в 20:09

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

В наше время все более становится актуальна проблема задержки речевого развития детей дошкольного возраста. Проводя диагностику, педагоги приходят в выводу, что более 50 % детей не соответствуют нормам речевого развития. Для развития речи детей существует множество приемов и техник. В нашей статье будут описаны приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих ...

Яна Викторовна Рязанова добавила публикацию

31 янв 2023 в 18:22

Адаптация в детском саду

В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации? Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО