Актуальность.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Согласно современной образовательной политике - детские дошкольные образовательные организации могут посещать дети с нарушениями развития различной этиологии.
Одним из вариантов дизонтогенеза является расстройство аутистического спектра (РАС).
Так как я работаю с ребёнком, имеющим такой диагноз, я выбрала тему самообразования «Особенности развития ребенка с расстройством аутистистического спектра», обозначила для себя следующие задачи:
• Изучить литературу об особенностях детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
• Ознакомиться с коррекционными методиками, технологиями по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, в частности с детьми с РАС.
• Подобрать и изготовить дидактические материалы для коррекционной работы с ребёнком с РАС.
• Разработать рекомендации, консультации с родителями по коррекции проблемы.
• Создать игротеку для ребёнка с РАС.
В целях повышения педагогической компетентности в рамках работы с ребенком с расстройством аутистического спектра познакомилась с коррекционными методиками и технологиями:
• Методикой Т.В. Грузиновой "Запуск речи неговорящих детей".
• Развитием коммуникации у детей с РАС по системе PECS;
• Системой «Макатон» - способом альтернативной и вспомогательной коммуникации для аутистов;
• Методикой глобального чтения для аутистов.
Изучив опыт работы таких учёных, как Е.Р. Баенская, К.С.Лебединская, О.С. Никольская и др. стало известно, что основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:
• недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
• отгороженность от внешнего мира;
• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним;
• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
• недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители;
• приверженность к сохранению неизменности окружающего;
• неофобии (боязнь всего нового);
• однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
• разнообразные речевые нарушения при РАС;
• у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения, чаще это умственная отсталость.
Исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев и существующий опыт работы с детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:
• принцип принятия ребенка - принцип предполагает, формирование атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;
• принцип помощи- принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития;
• принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
• принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;
• принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.
Работа по овладению ребенком с РАС
навыков самообслуживания
Очень важной задачей педагогической работы с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра является привитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Появление у детей данных навыков является отражением их начальной социализации и адекватного развития.
Большое значение уделяется привитию навыка есть самостоятельно. Прежде чем приступить к обучению, надо провести наблюдение за поведением ребенка во время еды предположить, что мешает ему овладеть навыком самостоятельного потребления пищи. Основными препятствиями могут быть:
• нарушения моторики;
• наличие стереотипа поведения;
• отсутствие практики пользования столовыми приборами.
В своей практике я столкнулась с ситуацией, когда ребенок не сидел за столом во время еды - кормление ребенка проходило на бегу.
Чтобы преодолеть привычные для ребенка во время кормления стереотипы, было организовано место, которое ребенок не мог покинуть самостоятельно. Доступ еды вне стола с момента начала обучения был прекращен. Теперь С. ест вместе со всеми детьми за столом, но не всегда самостоятельно пользуется ложкой (это зависит от того, нравится ему еда или нет).
Большинство детей с аутизмом без специального обучения не овладевают навыком самостоятельно одеваться и раздеваться. Основные препятствия в том, что ребенок:
• убегает с места одевания;
• не владеет отдельными операциями, которые требуется выполнить при одевании (застегивать/расстегивать; завязывать/развязывать; надевать/снимать и др.)
• не может запомнить последовательность операций;
• ждет инструкций со стороны взрослого.
Основными условиями формирования навыка одевания и раздевания являются:
• пространство (например, одевание должно проходить в отведенном для этого помещении)
• время (пока ребенок не оделся он не выходит ни в игровую, где остались любимые игрушки, ни к родителям);
• эмоциональное отношение (негативные проявления (отказ, истерика) не подкрепляются эмоциональной реакцией взрослого).
В настоящее время С. частично овладел навыком одевания и раздевания.
Обучение навыкам личной гигиены – мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем – требует четкого систематизированного подхода.
Прежде всего, необходимо расположить все предметы, которые могут понадобиться ребенку так, чтобы ему было удобно пользоваться ими самостоятельно. В качестве основных приемов обучения используется физическая помощь и моделирование (показ взрослого).
С. самостоятельно открывает кран, но мыть руки самостоятельно не может, стереотипно водит руками под водой. Пытается самостоятельно вытирать лицо и руки полотенцем, вешает его на место.
Таким образом, привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС является одной из важных задач воспитания, так как идет непростое усвоение правил, а чрезвычайно важный процесс социализации.
Коррекционная работа
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с педагогом вовсе, а тем более не захочет работать с группой детей.
Прежде всего, надо гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, поэтому надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся.
Например, для С. в аппликации - это обрывание бумаги, прижимание пальчиком намазанных клеем кусочков бумаги.При работе с пластилином - это скатывание шариков и сплющивание их между ладошками.
С. любит обводить по трафаретам силуэты животных, буквы алфавита и цифры.
Помощь и похвала педагога помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу.
Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Игры
Рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, специалисты подразумевают, что проводить их нужно только исходя из реальных возможностей ребенка и необходимости.
Каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят аутичные дети. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними.
В своей практике я использую такие игры как:
• «Найди такую же» (соотношение предметов и картинок)
• «Покажи, что назову» (нахождение названного предмета)
• «Составь картинку» (составление картинок из пазлов 4-8)
• «Сделай так же» (построение из кубиков по образцу)
• «Построй пирамиду» (соотношение фигур по величине (из стаканчиков)
• «Найди такую же коробочку» (распознавание звуков в разных коробочках)
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.Поэтому, педагог должен быть готов к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр. К таким играм относятся игры с песком, ватой, крупами, прищепками. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды - ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Нужно отметить, что в последнее время С. стал интересоваться играми детей за столом, садится вместе с ними, пытается что-то конструировать.
Необходимо помнить, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление, способствуют снижению уровня тревожности ребенка.Поэтому некоторые релаксационные игры будут полезны в работе с аутичными детьми («Воздушный шарик», «Дудочка», «Солнечный зайчик», «Задуй свечу»).
Для С. релаксацией является: прыжки на фитболе, перелистывание книг, катание машинки по полу.
Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами я использую следующие приемы:
• хлопки в ладоши;
• топанье ногами;
• прыжки в определенном ритме;
• проговаривание текстов стихотворений;
• пение детских песенок.
Рисование
Известно, что рисунок часто используется в работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.
При работе с аутистами речь идет о совместном с ребенком сюжетном рисовании. При этом взрослый, рисующий для ребенка или совместно с ним, берет инициативу на себя - он рисует и одновременно эмоционально комментирует, наполняя изображение смыслом.
С. любит наблюдать, за тем, как рисует взрослый или другие дети. Сам же он рисует одну и ту же «картину» - разноцветные круги.
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия
Музыкальная коммуникативная терапия используется для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта. Здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.
Так, С. любит слушать музыку с планшета или телефона и при этом он сам как-бы «подпевает», пытается что-то произнести.
Совместные занятия ребенка с воспитателем позволяют формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку.
Работа с родителями
Постоянное взаимодействие с родителями аутичного ребенка одна из основ коррекционной работы. Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома.
Содержание работы с родителями реализую через разнообразные формы
общения:
• индивидуальные консультации
• беседы
• советы и рекомендации
• буклеты
• информационные листки
• анкетирование
Заключение.
Обучая ребёнка с расстройством аутистического спектра, следует помнить о том, чему будет учиться такой ребёнок дальше. Его подготовка должна иметь практическую пользу. Во многих случаях когнитивным навыкам следует предпочесть навыки самообслуживания, социальные, коммуникативные.
Автор: Новикова Галина Владимировна