Марина Сергеевна Ловцова добавила публикацию
24 ноя 2022 в 17:50
18 / 2

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

• Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

• Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

• Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

• Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из вышесказанного, были разработаны задания для изучения эмоциональной сферы ребенка.


Прикреплённые файлы:

izuchenie_emocionalnoy_sfery_detey_starshego_doshkolnog.doc
( 0.09 МБ / 0 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт, чтобы добавить комментарий.

Статьи воспитателей детских садов, родителей, педагогов, психологов и логопедов.

Создать новую публикацию
Марина Сергеевна Ловцова добавила публикацию

24 ноя 2022 в 17:50

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как...

Мария Анатольевна Кащенкова добавила публикацию

30 окт 2022 в 17:36

Адаптация - чем помочь?

Адаптация - чем помочь? Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем ...

Анна Николаевна Москвина добавила публикацию

27 сен 2022 в 12:13

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»Декарт РенеДетство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного ...

Юлия Николаевна Кантюкова добавила публикацию

13 мая 2022 в 13:44

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо...

Анна Николаевна Гурьянова добавила публикацию

3 мая 2022 в 06:32

"Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС ДО"

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС ДО Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовывать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов....

Алексей Андреевич добавил публикацию

8 апр 2022 в 08:36

Роль сказок для развития ребенка.


Чтение сказок - прекрасное путешествие в мир чудесных фантазий, говорящих животных и необычных персонажей. Путешествие в мир, где нет ничего невозможного. Там, где правда и справедливость всегда торжествуют. Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок. Книга как предмет не только материальной, а в первую очередь, духовной ценности. Дети, в с...

Лейсен Харисовна Садртдинова добавила публикацию

8 апр 2022 в 08:33

“Нравственно-патриотическое воспитание детей через эстетическую направленность экологического воспитания”


Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый – Кленовый. В. Авдиенко «Золотая осень» — это такая разная и такая прекрасная пора. Это и «очей очарованье», и утренние холода, и кружевное разноцветье листопада, и непрекращающийся моросящий дождь, и серое неб...

Елена Сергеевна Серова добавила публикацию

24 фев 2022 в 12:22

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Книга - это воспитатель человечес...

Татьяна Петровна Пещерова добавила публикацию

10 фев 2022 в 18:59

Эссе «Моя педагогическая философия».

Настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение.Педагог, учитель, воспитатель – сейчас, в веке бешеных перемен это стало просто профессией для многих обывателей. И не совсем модно и привлекательно. И уж совсем не способ быстро разбогатеть. Бывает так, что изначально выбираешь одну профессию, а в итоге делаешь совершенно про...

Ольга Павловна Денисова добавила публикацию

15 дек 2021 в 06:17

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор»

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО