Наталья Дмитриевна Сергиенко добавила публикацию
13 янв 2021 в 17:45
1001 / 1
Поделиться:

Подвижная игра как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является самой важной задачей дошкольных образовательных организаций. Становление человека – это процесс физического, психического и социального формирования, обхватывающий все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей действительности.


Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса; наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др.


В первые годы жизни ребенка всестороннее развитие считается основой физического воспитания. В дошкольном возрасте формируются определенно необходимые черты личности и закладывается фундамент здоровья. Физическим состоянием ребенка во многом определяется результат в любой деятельности. Организм ребенка дошкольного возраста чувствителен на минимальные отклонения от нормы в окружающей среде, которые связаны с формированием и функциональной незрелостью некоторых его органов и систем. В этом возрасте у детей связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослого человека, поэтому при решении многих педагогических задач нужно принимать во внимание физические способности и состояние ребенка младшего дошкольного возраста.


Эффективным средством физического развития детей младшего дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением двигательных заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.


В норме развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Гигантскую потребность в движении дети младшего дошкольного возраста как правило стараются удовлетворить в играх. Играть для детей значит двигаться, действовать. Игра – это одно из ключевых средств физического развития детей младшего дошкольного возраста. Большое множество разнообразных движений и действий детей младшего дошкольного возраста в ходе игры при опытном руководстве педагога результативно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, положительно воздействуют на укрепление двигательного аппарата и нервной системы, на улучшение общего обмена веществ, активизацию деятельности всех органов и систем растущего организма ребенка.


Основная цель физического развития в условиях дошкольной организации – это формирование у детей основ здорового образа жизни. Процесс физического развития решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Особое место среди оздоровительных задач занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, а также повышение активности и работоспособности.


С учетом специфики возраста, оздоровительные задачи ставятся в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, укреплять связочно-суставной аппарат, развивать своды стопы; способствовать развитию всех групп мышц, а в особенности мышц-разгибателей; совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; обеспечивать гармоничное развитие тела.


Образовательные задачи предполагают развитие у детей двигательных навыков и умений, физических качеств; понимание роли физических упражнений в жизнедеятельности организма, способов укрепления собственного здоровья. Пластичная нервная система, какой обладают дети, позволяет легко формировать у них двигательные навыки, большинство из которых (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и пр.) дети используют в повседневной жизни в качестве способа или средства передвижения. Двигательные навыки, заложенные детям в дошкольном возрасте, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в будущем достигать высоких результатов в спортивных соревнованиях.


Во время формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, которые включают эти движения.


Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.


Воспитательные задачи физического развития направлены на всестороннее развитие детей (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое), раскрытия у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.


Младший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.


Особенностью физического развития детей младшего дошкольного возраста является недостаточное формирование устойчивости тела, ограниченность двигательных возможностей, недостаточная сформированность двигательных навыков и качеств. Дети дошкольного возраста отличаются быстрым развитием нервной системы, ростом и укреплением скелета, активным развитием мышечной системы, что влечет за собой совершенствование движений. Для детей раннего возраста характерны быстрый рост и развитие организма. Стремительно меняются и антропологические показатели – рост и масса тела. Существенно изменяются пропорции тела. Сила мышц еще не велика, однако существенно возрастает возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Повышенной подвижностью отличаются все суставы детского организма, это объясняется пока еще слабым физическим развитием .


Мышечная система у детей младшего дошкольного возраста формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У детей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам.


В период младшего дошкольного возраста идет интенсивное развитие суставов. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.


К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.


Автор: Сергиенко Наталья Дмитриевна

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Статьи воспитателей детских садов, родителей, педагогов, психологов и логопедов.

Создать новую публикацию
наталья разорвина добавила публикацию

17 июн 2024 в 12:24

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. » В. А. Сухомлинский ...

4 июн 2024 в 14:21

Инклюзия в ДОУ

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в как...

Ольга Викторовна Пилюгина добавила публикацию

15 мая 2024 в 19:02

Дифференциация звуков Р - Л в игровой деятельности с использованием лексической темы: «Комнатные растения»


Умение правильно услышать и дифференцировать звуки в словах важно для будущего первоклассника, особенно эти умения актуальны у воспитанников логопедической группы. Сегодня у нас дифференциация звуков Р - Л и игра «Цветущий кактус» помогает развивать эти навыки. Перед детьми располагаются 2 изображения форматом А4 комнатного растения-кактус и предметные картинки по лексической теме: «Комнатные растения», т...

Наталья Ивановна добавила публикацию

24 мар 2024 в 06:45

Презентация "Обучение детей младшего возраста конструированию"

Содержимое разработкиКонструирование в группе раннего возрастаПерспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всесторонн...

Галина Анатольевна Жидкова добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:21

Семинар-практикум "Педагогическая технология «Утренний и вечерний круг»

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со...

Оксана Павловна добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:20

Полноценное развитие речи в младшем дошкольном возрасте на материале малых поэтических форм

Тема раннего речевого развития очень важна. Для полноценного становления речи ребенку необходимо грамотное участие взрослых в первые годы жизни. Песенки, потешки, попевки, считалочки - база для формирования произносительной и просодической сторон речи.Игра – ведущая деятельность дошколёнка. Весь мир, все сферы жизни познаются ребёнком через игру. Получая какой-либо опыт, свои наблюдения ребёнок переносит в ...

11 сен 2023 в 07:56

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Aдaптaция дошкольников к условиям детского сaдa Aдaптaция – это не только процесс привыкaния ребенкa к дошкольному учреждению нa первых порaх, но и вырaботкa умений и нaвыков в повседневной жизни. Длительность периодa aдaптaции зaвисит от многих причин: • от особенностей высшей нервной деятельности и возрaстa ребенкa; • от нaличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; • от состояния...

Алёна Юрьевна Бучнева добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:14

Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песн...

Елена Алексеевна Щербанева добавила публикацию

31 мая 2023 в 07:35

«Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников в ДОУ»

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 апр 2023 в 14:34

«Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

Математика, в отличие от других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, которые составляют окружающий нас мир, но так же количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Математика реализует мировоззренческие, а так жевоспитательные, культурные и эстетические функции.Научные исследования, которые проводились с середины двадцатого столетия, показали, что ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО