Светлана Алексеевна Дубская добавила публикацию
12 ноя 2020 в 18:00
604 / 1
Поделиться:

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста на занятиях в сенсорной комнате.

Дубская Светлана Алексеевна педагог-психолог

ГКУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» г. Казань


Аннотация. 

Статья раскрывает понятие «эмоциональный интеллект», посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализации личности. В статье описаны основные шаги успешного развития эмоционального интеллекта ребенка. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Сенсорная комната является уникальной по своему предназначению, так как в ней можно сочетать несколько способов, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Она дает возможность стимулировать познавательную активность, пробуждает интерес, расширяет жизненный опыт детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ранний возраст, дошкольники, сенсорная комната, эмоции, социальная адаптация, эмпатия.

Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. /Л. Выготский/

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими, залог счастливой жизни и профессионального успеха. Начиная с раннего возраста, важно развивать эмоциональный интеллект.

Использование своих эмоций и гармоничное восприятие открывает новые горизонты в различных сферах жизни и общения. Смыслом развития эмоционального интеллекта является выстраивать отношения в любых условиях.

Понятие «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход в 1990 году Питер Соловей и Джон Майер. Авторы выступали с идеей о том, что эмоциональный интеллект является компонентом социального интеллекта и представляет собой сложное комплексное образование, состоящее из 4 компонентов: 1. распознавать эмоции других людей, а также свои собственные эмоции; 2. способность человека активизировать процесс своего мышления, используя эмоции, как способ мотивации; 3. определять причины возникновения эмоций, понимать связь между мыслью и эмоцией, определять переход от одной эмоции к другой; 4. сдерживать, стимулировать и направлять эмоции других людей для достижения поставленной цели, является способность управлять эмоциями [1].

Все эти компоненты, по мнению авторов, формируются последовательно в процессе онтогенеза и выстраиваются в иерархию. Надо отметить, что в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.

Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни становление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направлениями нервно-психического развития ребенка. Специальное оборудование в сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления [2].

Существуют классификации эмоций. На мой взгляд наиболее удобной для практических целей, является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: радость, интерес, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Согласно этой теории, остальные эмоции, являются производными

Так как маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога-психолога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ и достичь желаемого результата.

Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения педагога, организовывая деятельность детей 3 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт: по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в предлагаемую действительность; детей объединяют общие эмоциональные переживания (улыбаются друг другу, совместная радость, доброжелательность); 3. появляется заинтересованность; 4. растёт активность.

Зачем у детей развивать эмоциональный интеллект? Этот ответ дают исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия – затруднение в осознании и определении собственных эмоций, который повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим соматическое и психологическое здоровье.

Для детей, имеющих речевые нарушения, эмоциональный интеллект может выступать в качестве условия компенсации речевых нарушений и повышать уровень социальной адаптации. Развитие эмоционального интеллекта в разы повышает социальную компетентность межличностных отношений и гарантирует успех.

Процесс развития эмоционального интеллекта не происходит спонтанно, его нужно специально и систематически развивать. В дошкольном возрасте эмоциональный интеллект развивается по следующим направлениям: 1. осознание эмоций благодаря речевому развитию; 2. освоение социальных форм выражения эмоций; 3. развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; 4. возникновение эмоциональных переживаний по поводу настоящего и будущего; 5. способность к восприятию эмоций и эмоциональных состояний другого человека.

Развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте детей осуществляется несколькими способами: посредством произведений художественной литературы, читая или слушая которые ребенок начинает сравнивать себя с положительными героями, активно сопереживает им; посредством творческой деятельности, развивая эстетические чувства, формируя чувства прекрасного, перенося понятие «красота» на поведение детей и людей; посредством трудовой деятельности, достигая положительного результата, радость за совершенной с другими детьми труд, общий успех, ребенок начинает получать чувство удовлетворения от совместной работы; посредством сюжетно-ролевой игры, которая помогает ребенку понять другого, учесть его пожелание и настроение [3].

Сенсорная комната является уникальной по своему предназначению, так как в ней можно сочетать несколько способов, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Она дает возможность стимулировать познавательную активность детей, пробуждает интерес, расширяет жизненный опыт детей.

Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создает дополнительный потенциал для развития ощущений и чувственного восприятия. В сенсорной комнате активно осуществляется стимуляция правого полушария коры головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Тем самым формируются важные навыки, без развития которых трудно представить обучение и развитие эмоционального интеллекта у ребенка [4].

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, само мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций: – самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя); – самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями); – социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми); – управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом: комфортная организация режимных моментов; оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.); игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.); арттерапия (рисование, ритмопластика, танец); занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия; психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика); телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка; задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.; использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть люди, которым легко общаться: они проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели [5].

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, желания и мотивацию других людей, а также свои собственные, и способность управлять своими эмоциями, эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе [6]. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста отражается в содержании раздела «Социально-коммуникационное развитие»: «Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.» [7].

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей раннего возраста.

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо. Примерно в 1,5 - 2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которые формирует первоначальное различение «хорошо - плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения».

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности [8]. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».

Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакурова, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

К особенностям развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста относятся следующие тезисы: 1. эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенчестве; 2. эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность; 3. более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; 4. особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков [9].

Ученые сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Уже в раннем возрасте родители могут заложить прочную основу для развития эмоционального интеллекта малыша. Для этого нужно обязательно называть ребенку чувства, которые он испытывает. Например, если малыш плачет, не спешите вкладывать ему в рот соску или пытаться его отвлечь. Постарайтесь поговорить с ним и описать его состояние: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Описав эмоции ребенка, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии он научится и контролировать эмоции.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. Необходимо помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его душевного и физического здоровья.

Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…

Список литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. - 288 с.

2. Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 - 272 с.

3. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. - М.: Бомбора, 2017. - 128 с.

4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2001. - 280 с.

5. Шакуров, Р. Х. Человек формируется с детства / Р. Х. Шакуров. – М.: Педагогика, 1972. – 110 С.

6. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. / Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.

7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. / Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.

8. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 569-571.

9. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 368 С.


Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Статьи воспитателей детских садов, родителей, педагогов, психологов и логопедов.

Создать новую публикацию
Наталья Ивановна добавила публикацию

24 мар 2024 в 06:45

Презентация "Обучение детей младшего возраста конструированию"

Содержимое разработкиКонструирование в группе раннего возрастаПерспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всесторонн...

Галина Анатольевна Жидкова добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:21

Семинар-практикум "Педагогическая технология «Утренний и вечерний круг»

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со...

Оксана Павловна добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:20

Полноценное развитие речи в младшем дошкольном возрасте на материале малых поэтических форм

Тема раннего речевого развития очень важна. Для полноценного становления речи ребенку необходимо грамотное участие взрослых в первые годы жизни. Песенки, потешки, попевки, считалочки - база для формирования произносительной и просодической сторон речи.Игра – ведущая деятельность дошколёнка. Весь мир, все сферы жизни познаются ребёнком через игру. Получая какой-либо опыт, свои наблюдения ребёнок переносит в ...

11 сен 2023 в 07:56

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Aдaптaция дошкольников к условиям детского сaдa Aдaптaция – это не только процесс привыкaния ребенкa к дошкольному учреждению нa первых порaх, но и вырaботкa умений и нaвыков в повседневной жизни. Длительность периодa aдaптaции зaвисит от многих причин: • от особенностей высшей нервной деятельности и возрaстa ребенкa; • от нaличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; • от состояния...

Алёна Юрьевна Бучнева добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:14

Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песн...

Елена Алексеевна Щербанева добавила публикацию

31 мая 2023 в 07:35

«Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников в ДОУ»

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 апр 2023 в 14:34

«Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

Математика, в отличие от других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, которые составляют окружающий нас мир, но так же количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Математика реализует мировоззренческие, а так жевоспитательные, культурные и эстетические функции.Научные исследования, которые проводились с середины двадцатого столетия, показали, что ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 мар 2023 в 19:46

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста 1. Основные задачи социального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 2. Особенности социального развития дошкольников 3. Формы социального развития детей дошкольного возраста 4. Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, н...

Юлия Олеговна Васенёва добавила публикацию

9 мар 2023 в 20:09

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

В наше время все более становится актуальна проблема задержки речевого развития детей дошкольного возраста. Проводя диагностику, педагоги приходят в выводу, что более 50 % детей не соответствуют нормам речевого развития. Для развития речи детей существует множество приемов и техник. В нашей статье будут описаны приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих ...

Яна Викторовна Рязанова добавила публикацию

31 янв 2023 в 18:22

Адаптация в детском саду

В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации? Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО