Тема: Земля - наш дом
Цель:
1. Обучающая: формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём; убедить, что судьба нашей Земли – наша судьба, раскрыть данную экологическую проблему.
2. Развивающая: развивать навыки экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической грамотности, культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к Земле, как к общему дому для всего живого.
Оборудование: музыкальное сопровождение, наглядные изображения, изображения птиц, наградные листы.
Вид занятия: Беседа с элементами игры
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели занятия
Наше занятие я начну со стихотворения, внимательно слушайте:
Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета - Земля.
Здесь все-для комфорта, здесь все-для жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.
О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов -
Наш общий, любимый, единственный кров.
Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!
Земля - наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!
Итак, ребята, какая главная мысль у этого стихотворения? Как вы думаете, чему посвящен наш классный час?
(Учащиеся говорят свои варианты ответа)
III. Основная часть.
Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство огромный мир – нашу прекрасную необыкновенную планету по имени Земля. Как удивителен мир природы... Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Планета Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, поднимаются высокие горы и шумят зеленые леса.
Ребята, а вы хотите жить на такой планете?
А что нужно делать, чтобы она оставалась такой прекрасной? (Ответы детей).
Правильно: знать ее, беречь и хранить!
Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы. Он пройдёт у нас в форме устного журнала.
3.1. Игра «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я поступаю хорошо, вы говорите «да», если плохо, то «нет».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
Если разведу костёр,
А тушить не стану?
Если сильно насорю,
И убрать забуду?
Если мусор уберу
И с собой я заберу?
Я люблю свою планету,
Я ей помогаю!
3.2. Беседа
Вы - хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок в доме. И на сегодняшний день существуют три основные экологические проблемы. Как вы считаете, что же это за проблемы такие?(учащиеся называют варианты ответов)
• загрязнение воды;
• загрязнение воздуха;
• уничтожение лесов.
(слова сопровождаются показом наглядных картинок).
Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы помочь нашей Земле?
(Учащиеся варианты ответов).
Какие вы молодцы, так давайте и дальше следовать этим простым правилам, и всех к этому призывать. Итак, перейдём ко второй странице нашего журнала, она нам расскажет о животных.
3.3. Игра «Загадки».
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь-лесной... (медведь).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса,
А зовут ее... (лиса).
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем - миллион. (Муравейник.)
Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица.)
Все изрыл - и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки
И из сада в огород
Сделал новый переход. (Крот.)
Если сухо -
В тепле сидит он в земле,
Появляются лужи –
Выползает наружу. (Червяк.)
Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая... (белка).
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду... (волк).
3.4. Беседа
Молодцы, ребята, не ошиблись! И впредь будьте такими же внимательными. А как вы думаете, почему мы сейчас начали говорить о животных?
(Учащиеся варианты ответов).
Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие. Мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающую среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?
3.5. «Хорошо-плохо».
Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.(плохо)
Развешивание кормушек и домиков для птиц.(хорошо)
Мусор в лесу.(плохо)
Браконьерство.(плохо)
Очистительные фильтры на трубах заводов.(хорошо)
Создание заповедников.(хорошо)
Посадка деревьев.(хорошо)
Создание красной книги.(хорошо)
Учитель: Что такое Красная книга? Почему книга называется Красная? (ответы детей)
Из ответов детей воспитатель делает вывод: Красная книга - это книга справочник об исчезающих животных и растениях. Красный цвет сигнал -тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки в которых охота на редких животных запрещена. Некоторые животные уже спасены, например - бобр и соболь.
Учитель: А теперь давайте немного разомнёмся и проведём физ.минутку.
3.6. Физкультминутка
(Физ.минутка под музыку из мультфильма Фиксики «Дрыц-тыц», 2 мин 11 сек)
3.7. Игра «Кроссворд»
Какие вы молодцы! Давайте перевернем страничку и познакомимся с птицами. Давайте проверим, сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Из названий птиц мы составим кроссворд.(учитель показывает изображения птиц(голубь, снегирь, воробей, дятел, гусь, аист), дети отгадывают и выходят к доске, чтобы заполнить кроссворд, в конце учащиеся находят шифровку слова БЕРЕГИ)
Берегите, не обижайте птиц, на разоряйте птичьи гнезда, не ловите птенцов.
3.8. Объявление конкурса
Представляете, один человек изменил судьбу целой планеты. Вот откуда к нам пришел этот праздник – день Земли. А еще, сегодня мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь. Мы с вами поиграем в игру - викторину. У нас три команды. Ваша задача - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Победителем игры объявляется тот, кто набрал наибольшую сумму очков. А наши гости будут судьями. Давайте аплодисментами поприветствуем наше жюри.
3.9. 1-й конкурс «Жалоба»
К нам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек. Вам нужно угадать животное. Жалоба №1. "Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".
- Кто это? ( это жаба)
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.
Жалоба №2 "Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые и охочусь я ночью. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба".
- Кто это? (Сова)
- Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
3.10. 2-й конкурс «Кто быстрее».
1. Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу» (Сельдь.)
2. Какая птица является государственным символом России? (Орел.)
3. Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра.)
4. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка.)
5. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
6. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
7. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)
8. А сколько ног у жука? (Шесть.)
9. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
10. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
11. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
12. Ребенок курицы. (Цыпленок)
13. Где живут зебры. (В Африке.)
14. Самый высокий зверь. (Жираф.)
15. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
16. Кого считают царем зверей? (Льва.)
17. Дерево, символ нашей Родины. (Береза.)
18. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
19. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
20. Наука о животных. (Зоология.)
21. Сколько ног у паука? (Восемь.)
22. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
23. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
24. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
25. Корова в детстве. (Теленок.)
26. Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
27. Самое большое животное. (Кит.)
3.11. Подведение итогов конкурса.
И так, ребята, подведём итоги. (Подсчет баллов, награждение победителей и участников грамотами). Мы сегодня вспомнили много правил поведения в природе. Хотелось бы, чтобы вы о них никогда не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета, зависит от каждого из нас.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, что вы запомнили или какие вы сделали для себя выводы?
Что мы можем сделать для защиты окружающей среды?
Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Сделайте всё, чтобы каждый из вас мог с гордостью сказать: «Я живу на Дону, в Донском крае, и являюсь настоящим другом родной природы!»
Наше занятие подошло к концу, я была очень рада знакомству с вами, вы сегодня очень хорошо поработали, до скорых встреч!