Ольга Павловна Денисова добавила публикацию
15 дек 2021 в 06:17
812 / 1
Поделиться:

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор»

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» (В ТРИЗЕ используются различные методы и приёмы. «Системный оператор» один из методов ТРИЗ технологии), цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.

В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».

Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).

Как же работает «системный оператор»? Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. С помощью загадки мы узнаем, какой объект находится в окошке №1. В окошке №1 находится система-объект, который мы собираемся изучить. Перечисляем его разнообразные свойства, признаки.

Окошко №2 - это подсистема, то что входит в систему, ее составные части.

Окошко №3 - надсистема-некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

Окошко №4 - прошлое: чем/кем был раньше? Какими были его свойства, возможности?

Окошко №5 - будущее: что произойдет с объектом через некоторое время? Почему? Каким будет его внешний вид, функции, как будет называться и т.п.

5, 9-тиэкранки доступны в большей мере для детей старшего дошкольного возраста. Их я и использую в работе со своими детьми. Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы «системного оператора» в детском саду, то получится примерно следующее:

Система: Дом

Подсистема: окно, крыша, стены и т. д.

Надсистема: улица, город, поселок и др.

Прошлое: раньше был пещера, шалаш; ветки, солома, камни; часть природы: горы, лес.

Настоящее: сейчас дом… . Он...

Будущее: многоэтажка; «умный дом» - система управления; часть вселенной, моря.

В ходе работы, дети рассказывают, затем я открываю экран (выставляю нужную карточку). Ребенок также может самостоятельно использовать карточки для заполнения окошек. Ребенок может закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

Не всегда рассматриваются все экраны в одной игре или на одном занятии, можно остановиться на одном экране, расширить знания (например, части дерева: жилкование листьев, строение корневой системы, какие бывают ветви и т.п.).

Если система детям уже хорошо знакома, например, система-дерево, мы можем его рассмотреть во временных отрезках, например, осеннее дерево и т.д.

«Волшебный экран» можно использовать также для пересказывания сказок и рассказов, придумывания сказок и рассказов.

Для детей младшего дошкольного возраста используют 3-хэкранки. Её называют «Системный лифт». Он может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, Дикие животные, живут в лесу, зоопарке, цирке- ЛИСЕНОК (Какой он? Рыжий, хитрый, игривый, пушистый. Назовите его ласково. Как его будут называть, когда он вырастет?)

Горизонтальный «системный лифт» помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Например, прошлое: луковица - настоящее: проросший лук-будущее: блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т.п.

Вывод

В заключение своего доклада мне бы хотелось сказать, что с помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. Развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.


Прикреплённые файлы:

sistemnyy_operator.docx
( 0.01 МБ / 10 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Статьи воспитателей детских садов, родителей, педагогов, психологов и логопедов.

Создать новую публикацию
Наталья Ивановна добавила публикацию

24 мар 2024 в 06:45

Презентация "Обучение детей младшего возраста конструированию"

Содержимое разработкиКонструирование в группе раннего возрастаПерспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всесторонн...

Галина Анатольевна Жидкова добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:21

Семинар-практикум "Педагогическая технология «Утренний и вечерний круг»

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со...

Оксана Павловна добавила публикацию

7 ноя 2023 в 18:20

Полноценное развитие речи в младшем дошкольном возрасте на материале малых поэтических форм

Тема раннего речевого развития очень важна. Для полноценного становления речи ребенку необходимо грамотное участие взрослых в первые годы жизни. Песенки, потешки, попевки, считалочки - база для формирования произносительной и просодической сторон речи.Игра – ведущая деятельность дошколёнка. Весь мир, все сферы жизни познаются ребёнком через игру. Получая какой-либо опыт, свои наблюдения ребёнок переносит в ...

11 сен 2023 в 07:56

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Aдaптaция дошкольников к условиям детского сaдa Aдaптaция – это не только процесс привыкaния ребенкa к дошкольному учреждению нa первых порaх, но и вырaботкa умений и нaвыков в повседневной жизни. Длительность периодa aдaптaции зaвисит от многих причин: • от особенностей высшей нервной деятельности и возрaстa ребенкa; • от нaличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; • от состояния...

Алёна Юрьевна Бучнева добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:14

Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре через игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песн...

Елена Алексеевна Щербанева добавила публикацию

31 мая 2023 в 07:35

«Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников в ДОУ»

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников. Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 апр 2023 в 14:34

«Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

Математика, в отличие от других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, которые составляют окружающий нас мир, но так же количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Математика реализует мировоззренческие, а так жевоспитательные, культурные и эстетические функции.Научные исследования, которые проводились с середины двадцатого столетия, показали, что ...

Вера Сергеевна Куксина добавила публикацию

13 мар 2023 в 19:46

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста

Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста 1. Основные задачи социального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 2. Особенности социального развития дошкольников 3. Формы социального развития детей дошкольного возраста 4. Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, н...

Юлия Олеговна Васенёва добавила публикацию

9 мар 2023 в 20:09

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.

В наше время все более становится актуальна проблема задержки речевого развития детей дошкольного возраста. Проводя диагностику, педагоги приходят в выводу, что более 50 % детей не соответствуют нормам речевого развития. Для развития речи детей существует множество приемов и техник. В нашей статье будут описаны приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих ...

Яна Викторовна Рязанова добавила публикацию

31 янв 2023 в 18:22

Адаптация в детском саду

В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации? Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО