Цель: формировать умение детей передавать в сюжетной аппликации образ птицы, особенности ее строения.
Задачи:
Развивающие:
- Совершенствовать приёмы симметричного вырезания
- Развивать умение правильно работать с ножницами.
Образовательные:
- Закреплять умение составлять целое из частей, правильно располагая аппликацию на листе бумаги.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
Методы и приемы, используемые в процессе деятельности:
Словесные:
- опрос;
- разбор понятий;
- использование словесного художественного образа.
Наглядные:
- показ образца.
- наблюдение за последовательностью работы.
Практические:
- игра;
- упражнения с материалом.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе и птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
Материалы и оборудование:
- Образец аппликации – формат А3.
- Схема.
- Лист картона А4 коричневого цвета.
- Черный прямоугольник.
- Черный квадрат.
- Коричневый прямоугольник.
- Коричневый квадрат.
- Желтый прямоугольник.
- Клей – карандаш.
- Небольшая тканевая салфетка - на каждого ребенка.
- Ножницы – на каждого ребенка.
- Презентация.
1. Организационный момент.
Воспитатель: (Дети стоят в кругу)
Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листья,
Нам – тепло,
Волшебство, Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – ….(Весна)
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что к нам пришла весна?
Дети: да
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Приметы весны»
Цель: Актуализировать знания детей о признаках наступления времени года - весна.
(дети бросают мяч и по очереди называют признаки весны)
- Тает снег, появляются проталины и лужи.
- День стал длиннее, а ночи короче.
- Пробуждаются ото сна деревья и звери.
- Начинают цвести первые цветы: подснежники, мать и мачеха.
- Прилетают птицы.
Воспитатель: Правильно, с приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья.
Воспитатель: А кто знает названия перелётных птиц?
Дети: Скворец, грач, кукушка, иволга, ласточка, стриж, лебедь, чайка, дикая утка
Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу, а иду я через парк, я увидела одну очень интересную птицу. Я ее сфотографировала и решила вам показать. Кто знает, что это за птица?
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец)
Воспитатель: А что мы знаем о скворцах? (Показ презентации)
Скворцы – это перелетные птицы. Перья у скворца черные, клюв желтый. Питаются скворцы как растительной, так и животной пищей. Селятся недалеко от людей в парках, скверах. Живут в скворечниках и выводят там свое потомство. Откладывают яйца голубого цвета. Умеют петь чужие песни.
Воспитатель: Мне кажется, что наш скворец какой-то грустный. Как вы думаете, почему?
Дети: У него нет друзей и нет домика.
Воспитатель: Мы можем ему как-то в этом помочь? Давайте поможем нашему одинокому скворцу – подарим ему друзей и поселим их в домики – скворечники. Из чего мы можем их сделать? А делать будем из бумаги.
Физминутка
Ну-ка, птички, полетели (дети медленно бегут друг за другом).
Полетели и присели, (приседают).
Поклевали зернышки (стучат пальцами рук по полу)
Поиграли в полюшке, (кружатся на месте).
Водичку попили, (стоя, наклоны туловища вперёд, с отведением рук назад)
Перышки помыли, (ставят руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели, (смотрят по сторонам).
И на стулья тихо сели.
2. Практическая часть
Рассматривание иллюстрации скворечника и скворца.
Воспитательль: - Ребята, какую фигуру напоминает скворечник?
Дети: - Прямоугольник.
Воспитатель: - Правильно. Сверху на скворечнике крыша в виде треугольника. Круглый вход, куда залетает птичка, он называется леток. Ребята, почему вход в скворечник называется «леток»?
Дети: - Потому что птицы влетают в него.
- Правильно! Вот это жердочка под летком называется насест от слова «сесть» ведь на него садятся птицы.
Воспитатель: - Посмотрите на скворца. Назовите части тела птицы.
Дети: - У скворца есть голова, туловище, хвост, лапки, клюв, глаза.
Воспитатель: Какая по форме голова птицы?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какое по форме туловище скворца?
Дети: Овальная.
Воспитатель: Какой по форме клюв?
Дети: Треугольный.
Воспитатель: У вас на столах лежат заготовки для деталей наших скворечников и птиц.
Воспитатель: Давайте сначала с вами вспомним правила пользования ножницами и клеем.
Большой коричневый прямоугольник картона будет скворечником. Расположим лист картона вертикально, находим середину и сгибаем углы к центру, формируя крышу. Приклем. В середину прямоугольника мы наклеим круг желтого цвета, который мы вырежем из квадрата (обрежем углы).
Домик готов.
Переходим к изготовлению скворцов. На черной бумаге рисуем от руки круг или вырежем из квадрата (обрежем углы). Так же для головы вырезаем круг поменьше. Складываем большие круги пополам и делаем надрезы для крыльев. Приклеиваем голову, глаза, клювы, хвостики, лапки.
Воспитатель: Когда мы приготовим птиц, мы их будем приклеивать на наш скворечник. Но для начала нужно разложить все детали, не приклеивая. Сейчас у вас на столах лежит все необходимое, но сначала мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы. Дети загибают пальцы на руке, перечисляя
Следом ласточки примчались названия перелетных птиц.
Прилетели журавли.
Воспитатель: А теперь можно приступать к работе.
Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.
3. Заключительная часть.
Вопросы к детям:
- Чем мы сегодня занимались?
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- В какое время года они прилетают?
- Как вы думаете, смогли мы помочь нашему скворцу?
- Чем мы ему помогли? А вы хотели бы рассказать кому - нибудь о нашей помощи?
- Ребята, вы хорошо потрудились и справились с заданием. Вам понравилось? А что больше всего запомнилось сегодня? Сейчас я предлагаю вам разместить свои работы на стенде и полюбоваться ими.
Автор: Калинина Юлия Юрьевна