Автор: Лялина Светлана Борисовна
Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то комплексы. В игре возможности ребенка не ограничены. Ребенок играя свободно общается со сверстниками, формируются творческие способности, интеллектуальные, физические возможности, формирует себя, позволяет реализовать свои силы.
Игры помогают реализовать физическое и эмоциональное состояние ребенка,позволяют детям физически окрепнуть, стать сильными, выносливыми.
Игра- это своеобразная работа ребенка, которая помогает ему накапливать знания, размышлять, общаться.
Ребенок играя, познает мир, происходит обучение, развитие, воспитание, при этом нужно обеспечить и качество двигательной активности.
Растить детей здоровыми, сильными, воспитанными, развитыми ,интересующими, дисциплинированными в этом особая роль отводится подвижным играм. Игры - уроки жизни, они учат ребенка, В них интегрируются не только движения, слова, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный настрой.
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.
Подвижная игра становиться эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, ...)
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Игры воспитывают выдержку, дисциплинируют детей, укрепляют здоровье. Способствуют приобретению им правильных двигательных навыков, развитию эмоционального положительного отношения.
Игры такой направленности раскрывают тем самым его потенциальные возможности и способности подготовляют детей к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.
Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) является - как средство здоровьесберегающей технологии.
Подвижная игра дидактической направленности является важным средством воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Разнообразные ПИДН- способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и др. качества. При применении ПИДН в обучении, дети должны осознать, что в игре, составляя слова или предложения, собирая картинки в игровой эстафете, решает задачи, при ходьбе или бросая мяч партнеру - все это делает для того, чтобы не только научиться правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, бросать мяч, но и для того, научиться сложению и вычитанию, классификации предметов, составлению связного рассказа и т.д.
Однако, нужно отметить, что не все подвижные игры с дидактической направленностью подходят для обучения. Для обучения можно использовать игры малой и средней подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Необходимо отметить, что у детей младшего возраста на начальном этапе преобладает двигательный компонент. У старших детей является дидактический компонент, двигательный отступает на последнее место. Поэтому всегда необходимо придерживаться, чтоб двигательная и дидактическая задача были равнозначными. У детей младшего возраста огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, которую он хочет разгадать.
Физкультурно - оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей возрастной группы.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
В своей работе педагогу нужно на прогулке особое внимание уделять двигательной активности детей в играх. Игры развивают и совершенствуют двигательные навыки, умения и имеют огромное воспитательное, эмоциональное, развивающие воздействия. Игры проводятся индивидуально, с подгруппой детей и с отдельными детьми.
Игра может сделать ленивого - трудолюбивым, незнайку - знайкой, неумелого-умелым. Помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.
В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, а так же правильно и объективно оценивать поступки других.
Характерной чертой подвижной игры с дидактической направленностью является не только разнообразные движения, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях. Это дает больше возможности для проявления инициативы, творчества. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения.
Конечно, дети болеют и в нашей группе, но болеют они легче и продолжительность заболевания снижается.
Все дети разные и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, другой все схватывает на лету. Есть дети, которые находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку, ослабить его страх перед неудачами, использую в своей работе:
• не с кем его не сравниваю, важны только его собственные достижения;
• ободряю. Слежу за настроением, вселяю уверенность, подбадриваю, поддерживаю навыки, которые уже приобрел;
• поощряю в самостоятельном достижении успехов, ни одно даже маленькое достижение не оставляю без внимания, всегда хвалю.
Добиваться положительного эффекта от использования игр во время обучающих занятий, состоит в том, чтоб дети не утомлялись, не раздражались, была необходима двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние.
Поэтому при отборе игр необходимо учитывать требования:
• дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно - образовательной программы для данного возраста;
• игра должна развивать способности детей (быстроту реакций, пространственные и временные отношения) ;
• степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям, навыкам данной группы детей;
• постоянное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей;
• постоянный переход от индивидуальных игр к играм с совместными действиями с разделенными на подгруппы.
При организации и проведении ПИДН следует придерживаться условий:
• правило игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям данной группы;
• игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности;
• игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью;
• каждый участник игры должен принять в ней активное участие;
• в играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи;
• игру нельзя оставлять незавершенной;
• инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным
Чему учит игра ребенка
• правильно выполнять движения;
• замечать действия других (бегать не наталкиваясь);
• уметь регулировать силовые действия;
• уметь использовать зрительные ориентиры для развития ориентировки в пространстве;
• развивать активность, уверенность в своих силах;
• воспитывать в себе выдержку умение прекращать действия по сигналу;
• переживать, осознавать свое реальное место среди других людей;
• сделать для себя открытие: желание и стремление других детей не всегда совпадет с моими;
• уважать себя и верить себе, в собственные силы;
• надеяться на собственные силы при столкновении с трудностями;
• выражать свободно свои чувства;
• переживать зависть, тревогу, беспокойство;
• оказывать положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимопонимания детей;
• улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми;
• в совместной деятельности, в общении с взрослыми, детьми развивается речь ребенка, мышление, память.
Любую двигательную деятельность ребенок, заинтересованный познавательным интересом совершает с большим увлечением.
Любую познавательную деятельность ребенок, одухотворенный радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для здоровья.
Для этого также привлекаем родителей, в участии разных мероприятий, группе, детском саду. Стремимся убедить их в необходимости принять участие в семейных досугах, праздниках- это прекрасный способ достигнуть взаимопонимания пап и мам выступить не только в роли пассивных зрителей, но и самим принимать участие в развитии сюжета.
Подвижная игра и дидактической направленностью направлена на достижения: параллельно физическому развитию (быстро добежать, бросить и догнать и т.д.) решаются задачи познавательного характера (закреплений знаний по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром)
В дошкольном возрасте ребенок любит играть в игры,
Игра – это своеобразная работа детей.
Вывод: 1.ПИДН является, как средство воспитания, обучения, развития ребенка сохраняя здоровье за период посещения детского сада.
2. ПИДН – всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.
3. Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными знаниями, умениями, навыками. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.
4. ПИДН позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
5. Играя, мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.