Развитие музыкальных способностей
Музыкальный слух и его развитие
В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание.
Внутренним слухом, начиная интонировать его еще до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста.
Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при отдельном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух.
На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:
1. Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для правой руки – найти определенную струну и сыграть. Ученик видит ноту и поет ее не глядя на струны и руку. И так до появления уверенного исполнения.
2. Для левой руки первой позиции – найти струну, лад, не глядя на гриф.
3. Совместная игра – найти струну, лад и сыграть.
Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой.
Продолжается работа над выразительным чтением коротких стихов и поговорок. На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с названием и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите ее спеть выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста.
Для дальнейшей активизации слуха, развития памяти, чувства ритма необходимо подбирать по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо знакомые мелодии, песенки. Важное условие – неослабное внимание к характеру исполнения, темпу, динамике, звуку.
Когда ученик приобретет уверенность в подборе простейших мелодий, состоящих из одной – двух нот, можно усложнить задание, увеличить объем и протяженность мелодий до трех – четырех звуков на одной струне, а потом и на разных струнах. Главное – чтобы ученик не потерял интерес к работе. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память.
Интересной и нужной формой работы на уроке является игра в ансамбле. Гитара – инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары педагогом дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Совместная игра повышает интерес ученика к занятиям, вносит творческий элемент.
Музыкальный ритм и его воспитание
Ритм является важнейшим элементом в музыке: определяет организацию и последовательность звуков во времени.
Воспитание чувства ритма – одна из наиболее сложных задач воспитания музыканта. Длительность звуков в слуховом воспитании – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении на их грифе. Длительность же звуков во времени определяется более и менее относительно.
Но в природе все поддается развитию. Если педагогом выбрано правильное направление и использована оптимальная методика, то чувство ритма можно развить у ученика, причем достаточно эффективно. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией длительностей во времени, они гораздо более существенны. Чувство, темперамент, проявление наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм – эмоциональное и художественное выражение содержания музыки. Наконец, чувство ритма имеет еще и двигательно-моторную природу.
Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального ритмического чувства важны две стороны: двигательно-моторная и эмоциональная. С первых уроков при усвоении коротких поговорок, чтении стихов использовались хлопки, отсчитывания вслух. Только при работе с учеником преподаватель получает возможность осуществить всестороннюю шлифовку ритмической основы его восприятия.
Для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур можно использовать работу с карточками. На отдельных карточках записать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по памяти.
Чтобы закрепить уже полученные знания, а так же чтобы помочь ученикам усвоить новые понятия, можно использовать игру «музыкальное лото».
Чтение нот с листа и его необходимость
От обширного знакомства с нотной литературой зачастую зависит развитие общего кругозора, воспитание музыкального вкуса учащихся. Чтобы привить ученику любовь к самостоятельной работе над новым текстом, чтобы его не пугала незнакомая литература, с первых же уроков ему нужно привить любовь и серьезное отношение к чтению с листа. Овладение навыками чтения с листа необходимо проводить в классе гитары систематически.
Чтобы заинтересовать ученика чтением с листа, следует проводить занятия по принципу «от простого к сложному», «от легкого к трудному»: чтение ритмических рисунков, коротких одноголосных мелодий сначала на открытых, потом на закрытых струнах, мелодии без баса и аккомпанемента, постепенно усложняя мелодические рисунки, приближая их к звучанию настоящей гитарной фактуры.
Музыкальная память
Развитие памяти не является отдельной темой, а объединяет, дополняет развитие слуха и ритма и чувства формы, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания вообще. Музыкальная память имеет различные аспекты: слуховые, моторные, зрительные, эмоциональные. Ни один из видов памяти при исполнении музыкального произведения не проявляется в чистом виде и поэтом развитие памяти происходит также в комплексе.
Чтобы запоминание не превратилось в механическую зубрежку, педагогу нужно ясно представлять степень готовности произведения, прежде всего чистое, верное и грамотное исполнение текста, соблюдение динамики, штрихов и аппликатуры, понимание художественного смысла и содержания произведения, его интерпретации. И точно после этого – учить на память. Это относится ко всему изучаемому материалу. Нотный материал может быть разнообразным – от упражнений и гамм до пьес. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта – исполнителя. Преобладания в нем мыслительного или художественного начала.
Техническое развитие
Часто, говоря о технике игры на гитаре, подразумевают скорость, точность, частоту, динамику, артикуляцию. Но это еще не все. Главное, конечно же, - это выражение идей, чувств, интеллекта в звуках. Развитие технических навыков на практике зависит от всей системы гитарного обучения – как технического, так и музыкального, художественного. Сколько гитарной музыки, столько и технических задач. Значение работы над техникой звукоизвлечения чрезвычайно велико. Поэтому разносторонность обучения по специальности предусматривает постоянную работу и над техническим развитием учеников.
Следует постепенно и осторожно развивать как музыкальные, так и технические возможности ученика. Игра на гитаре должна базироваться на строгой постепенности – от легкого к трудному. Гитарная техника в основном распределяется на три вида: пассажи, арпеджио, аккорды. Нужно идти от простого – извлечения одного звука, постепенно расширяя и усложняя задачи до игры арпеджио, аккордов, полифонии.
Прежде всего, преподаватель должен внимательно следить, чтобы у ученика возникало как можно меньше неточностей, промахов, небрежностей в извлечении звуков. В начальный период занятий при освоении элементарных технических правил предпочтение следует отдавать медленной игре (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником), а также точности в постановке пальцев на ладах и требуемой струне, отработке удобных и рациональных движений. Естественно, все движения непосредственно связаны со звуком, его музыкально – художественным началом. Музыкально – художественная сторона исполнения должна присутствовать всегда: играет ли ученик пьесу, этюд, гамму или упражнение.
Кроме музыкально – художественного развития, следует непременно требовать и добиваться равномерности игры. Каждый палец имеет свою индивидуальность и различные физические и двигательные свойства, к примеру, в левой руке менее развит четвертый палец, а в правой – р, а. Цель педагога – неустанно совершенствовать слабые, неуклюжие пальцы обеих рук и не делать им снисхождения, а, наоборот подтягивать к сильным, давая больше упражнений на развитие их гибкости, подвижности, силы.
Работая в медленном темпе, необходимо постепенно его увеличивать. При этом не следует забывать об экономности движений и дисциплине пальцев. Поэтому очень важно для ученика овладеть основными способами звукоизвлечения: ударом, нажимом, толчком, исполнением различных штрихов: non legato, staccato – и всегда не исключая при этом внимательного отношения к звуку: чистый, живой, четкий, ясный; пальцы – собранные и активные.
Итак, техника – это экономность, дисциплина, ясность звука и быстрота. Планомерное распределение технических трудностей не оттолкнет ученика от инструмента, а, наоборот, увлечет.
Во втором семестре обучения ввести дополнительный аспект работы – формирование выносливости. Это важнейшее исполнительское качество для любого ученика – гитариста, которого ни в коем случае не следует забывать. Умение играть точно, чисто и долго должно быть постоянной целью в работе с учеником. Особенно необходимо, чтобы ученик мог проигрывать этюды 2 – 3 раза подряд и более. Это вселит в ученика психологическую устойчивость, и он приобретет определенную форму.
При игре на выносливость часто возникают проблемы мышечных напряжений. Внимательно следя за игрой ученика, учитель обязан учить его снимать игровые зажимы во время игры. Часто зажимы переходят в напряжение мышц лица, высовывание языка, поднятие плеч, прерывистое дыхание и т. Д. Педагогу нужно постоянно контролировать, находить причину и снимать напряжение. А это значит – обращаться на первую ступень: медленный темп, сознательный контроль за движениями и напряжением – расслаблением.
Техническое воспитание не должно отставать от музыкального, а идти в ногу или, лучше всего, немного опережать последнее.
Тембро – динамический слух
Несмотря на недостатки, которые имеет гитара (это быстро угасающий звук, ограниченная громкость, малый диапазон), ее можно отнести к инструментам, богатейшим в тембральном отношении. Владея хорошей профессиональной школой, разнообразными приемами и способами звукоизвлечения, можно добиться на гитаре неограниченной выразительности исполнения. Именно с первых уроков необходимо формировать логику тембрального слушания.
На гитаре можно создавать разнообразные живописно – колористические эффекты. Сочетания звучания открытых и закрытых струн, звуковое наложение с тонким слуховым контролем (педаль), смещение позиции звукоизвлечения к подставке или грифу и масса других гитарных тонкостей создают богатейшую палитру для воплощения музыкального произведения. Грамотное пользование звукоизвлечением в определенных частях струны (смещение кисти правой руки к грифу или подставке) позволяет найти те краски, тот характер, которого требует содержание музыки. Звук гитары может быть разнообразным – от теплого, глубокого до легкого, острого. Главное – чтобы ученик все это смог прочувствовать.
Часто ученик, владеющий красивым звуком, не умеет свободно распорядиться им, что нередко приводит к однообразию звучания инструмента. Преподаватель обязан конкретизировать художественные требования к звуку. Через фантазию, воображение, увлеченность шлифуется тембральный слух ученика. Педагог должен уметь находить разнообразную словесную характеристику данного тембра, краски, динамики. Убедительность педагогических находок, образность рассказов и непосредственно показы на инструменте приводят к правильному выбору нужных тембровых красок.
Подражание другому инструменту, голосу расширяет воображение ученика. Убежденность и вдохновение педагога заставляет действительно слышать и представлять звучание именно тех инструментов, о которых шла речь.
Развитию разнообразных тембровых возможностей исполнения следует придавать важное значение с первого года обучения. Ученику следует показать три основных положения правой руки при звукоизвлечении. Условно их тоже можно назвать позициями. Первая позиция правой руки – около розетки справа. Она будет основной, рабочей, постановочной, начальной. Вторая позиция – на грифе, около розетки слева. Третья позиция – около подставки. На первых порах следует пользоваться только игрой в первой позиции; после того как рука усвоит стабильную постановку и получит требуемый конкретный звук, следует ввести игру и во второй позиции. Вторая позиция применяется для более мягкого, нежного звучания.
Тембрально – динамические контрасты придают исполнению разнообразное, яркое и колоритное звучание.
Развитие музыкальных способностей
Музыкальный слух и его развитие
В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание.
Внутренним слухом, начиная интонировать его еще до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста.
Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при отдельном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух.
На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:
1. Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для правой руки – найти определенную струну и сыграть. Ученик видит ноту и поет ее не глядя на струны и руку. И так до появления уверенного исполнения.
2. Для левой руки первой позиции – найти струну, лад, не глядя на гриф.
3. Совместная игра – найти струну, лад и сыграть.
Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой.
Продолжается работа над выразительным чтением коротких стихов и поговорок. На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с названием и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите ее спеть выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста.
Для дальнейшей активизации слуха, развития памяти, чувства ритма необходимо подбирать по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо знакомые мелодии, песенки. Важное условие – неослабное внимание к характеру исполнения, темпу, динамике, звуку.
Когда ученик приобретет уверенность в подборе простейших мелодий, состоящих из одной – двух нот, можно усложнить задание, увеличить объем и протяженность мелодий до трех – четырех звуков на одной струне, а потом и на разных струнах. Главное – чтобы ученик не потерял интерес к работе. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память.
Интересной и нужной формой работы на уроке является игра в ансамбле. Гитара – инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары педагогом дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Совместная игра повышает интерес ученика к занятиям, вносит творческий элемент.
Музыкальный ритм и его воспитание
Ритм является важнейшим элементом в музыке: определяет организацию и последовательность звуков во времени.
Воспитание чувства ритма – одна из наиболее сложных задач воспитания музыканта. Длительность звуков в слуховом воспитании – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении на их грифе. Длительность же звуков во времени определяется более и менее относительно.
Но в природе все поддается развитию. Если педагогом выбрано правильное направление и использована оптимальная методика, то чувство ритма можно развить у ученика, причем достаточно эффективно. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией длительностей во времени, они гораздо более существенны. Чувство, темперамент, проявление наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм – эмоциональное и художественное выражение содержания музыки. Наконец, чувство ритма имеет еще и двигательно-моторную природу.
Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального ритмического чувства важны две стороны: двигательно-моторная и эмоциональная. С первых уроков при усвоении коротких поговорок, чтении стихов использовались хлопки, отсчитывания вслух. Только при работе с учеником преподаватель получает возможность осуществить всестороннюю шлифовку ритмической основы его восприятия.
Для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур можно использовать работу с карточками. На отдельных карточках записать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по памяти.
Чтобы закрепить уже полученные знания, а так же чтобы помочь ученикам усвоить новые понятия, можно использовать игру «музыкальное лото».
Чтение нот с листа и его необходимость
От обширного знакомства с нотной литературой зачастую зависит развитие общего кругозора, воспитание музыкального вкуса учащихся. Чтобы привить ученику любовь к самостоятельной работе над новым текстом, чтобы его не пугала незнакомая литература, с первых же уроков ему нужно привить любовь и серьезное отношение к чтению с листа. Овладение навыками чтения с листа необходимо проводить в классе гитары систематически.