Ксения Георгиевна Володина добавила публикацию
26 дек 2020 в 07:21
195 / 1
Поделиться:

Развитие музыкальных способностей у учащихся

Развитие музыкальных способностей

Музыкальный слух и его развитие

В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание.

Внутренним слухом, начиная интонировать его еще до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста.

Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при отдельном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух.

На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:

1. Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для правой руки – найти определенную струну и сыграть. Ученик видит ноту и поет ее не глядя на струны и руку. И так до появления уверенного исполнения.

2. Для левой руки первой позиции – найти струну, лад, не глядя на гриф.

3. Совместная игра – найти струну, лад и сыграть.

Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой.

Продолжается работа над выразительным чтением коротких стихов и поговорок. На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с названием и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите ее спеть выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста.

Для дальнейшей активизации слуха, развития памяти, чувства ритма необходимо подбирать по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо знакомые мелодии, песенки. Важное условие – неослабное внимание к характеру исполнения, темпу, динамике, звуку.

Когда ученик приобретет уверенность в подборе простейших мелодий, состоящих из одной – двух нот, можно усложнить задание, увеличить объем и протяженность мелодий до трех – четырех звуков на одной струне, а потом и на разных струнах. Главное – чтобы ученик не потерял интерес к работе. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память.

Интересной и нужной формой работы на уроке является игра в ансамбле. Гитара – инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары педагогом дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Совместная игра повышает интерес ученика к занятиям, вносит творческий элемент. 

Музыкальный ритм и его воспитание

Ритм является важнейшим элементом в музыке: определяет организацию и последовательность звуков во времени.

Воспитание чувства ритма – одна из наиболее сложных задач воспитания музыканта. Длительность звуков в слуховом воспитании – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении на их грифе. Длительность же звуков во времени определяется более и менее относительно. 

Но в природе все поддается развитию. Если педагогом выбрано правильное направление и использована оптимальная методика, то чувство ритма можно развить у ученика, причем достаточно эффективно. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией длительностей во времени, они гораздо более существенны. Чувство, темперамент, проявление наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм – эмоциональное и художественное выражение содержания музыки. Наконец, чувство ритма имеет еще и двигательно-моторную природу.

Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального ритмического чувства важны две стороны: двигательно-моторная и эмоциональная. С первых уроков при усвоении коротких поговорок, чтении стихов использовались хлопки, отсчитывания вслух. Только при работе с учеником преподаватель получает возможность осуществить всестороннюю шлифовку ритмической основы его восприятия. 

Для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур можно использовать работу с карточками. На отдельных карточках записать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по памяти.

Чтобы закрепить уже полученные знания, а так же чтобы помочь ученикам усвоить новые понятия, можно использовать игру «музыкальное лото».

Чтение нот с листа и его необходимость

От обширного знакомства с нотной литературой зачастую зависит развитие общего кругозора, воспитание музыкального вкуса учащихся. Чтобы привить ученику любовь к самостоятельной работе над новым текстом, чтобы его не пугала незнакомая литература, с первых же уроков ему нужно привить любовь и серьезное отношение к чтению с листа. Овладение навыками чтения с листа необходимо проводить в классе гитары систематически.

Чтобы заинтересовать ученика чтением с листа, следует проводить занятия по принципу «от простого к сложному», «от легкого к трудному»: чтение ритмических рисунков, коротких одноголосных мелодий сначала на открытых, потом на закрытых струнах, мелодии без баса и аккомпанемента, постепенно усложняя мелодические рисунки, приближая их к звучанию настоящей гитарной фактуры.

Музыкальная память

Развитие памяти не является отдельной темой, а объединяет, дополняет развитие слуха и ритма и чувства формы, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания вообще. Музыкальная память имеет различные аспекты: слуховые, моторные, зрительные, эмоциональные. Ни один из видов памяти при исполнении музыкального произведения не проявляется в чистом виде и поэтом развитие памяти происходит также в комплексе.

Чтобы запоминание не превратилось в механическую зубрежку, педагогу нужно ясно представлять степень готовности произведения, прежде всего чистое, верное и грамотное исполнение текста, соблюдение динамики, штрихов и аппликатуры, понимание художественного смысла и содержания произведения, его интерпретации. И точно после этого – учить на память. Это относится ко всему изучаемому материалу. Нотный материал может быть разнообразным – от упражнений и гамм до пьес. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшают запоминание. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта – исполнителя. Преобладания в нем мыслительного или художественного начала. 

Техническое развитие

Часто, говоря о технике игры на гитаре, подразумевают скорость, точность, частоту, динамику, артикуляцию. Но это еще не все. Главное, конечно же, - это выражение идей, чувств, интеллекта в звуках. Развитие технических навыков на практике зависит от всей системы гитарного обучения – как технического, так и музыкального, художественного. Сколько гитарной музыки, столько и технических задач. Значение работы над техникой звукоизвлечения чрезвычайно велико. Поэтому разносторонность обучения по специальности предусматривает постоянную работу и над техническим развитием учеников.

Следует постепенно и осторожно развивать как музыкальные, так и технические возможности ученика. Игра на гитаре должна базироваться на строгой постепенности – от легкого к трудному. Гитарная техника в основном распределяется на три вида: пассажи, арпеджио, аккорды. Нужно идти от простого – извлечения одного звука, постепенно расширяя и усложняя задачи до игры арпеджио, аккордов, полифонии.

Прежде всего, преподаватель должен внимательно следить, чтобы у ученика возникало как можно меньше неточностей, промахов, небрежностей в извлечении звуков. В начальный период занятий при освоении элементарных технических правил предпочтение следует отдавать медленной игре (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником), а также точности в постановке пальцев на ладах и требуемой струне, отработке удобных и рациональных движений. Естественно, все движения непосредственно связаны со звуком, его музыкально – художественным началом. Музыкально – художественная сторона исполнения должна присутствовать всегда: играет ли ученик пьесу, этюд, гамму или упражнение.

Кроме музыкально – художественного развития, следует непременно требовать и добиваться равномерности игры. Каждый палец имеет свою индивидуальность и различные физические и двигательные свойства, к примеру, в левой руке менее развит четвертый палец, а в правой – р, а. Цель педагога – неустанно совершенствовать слабые, неуклюжие пальцы обеих рук и не делать им снисхождения, а, наоборот подтягивать к сильным, давая больше упражнений на развитие их гибкости, подвижности, силы.  

Работая в медленном темпе, необходимо постепенно его увеличивать. При этом не следует забывать об экономности движений и дисциплине пальцев. Поэтому очень важно для ученика овладеть основными способами звукоизвлечения: ударом, нажимом, толчком, исполнением различных штрихов: non legato, staccato – и всегда не исключая при этом внимательного отношения к звуку: чистый, живой, четкий, ясный; пальцы – собранные и активные.

Итак, техника – это экономность, дисциплина, ясность звука и быстрота. Планомерное распределение технических трудностей не оттолкнет ученика от инструмента, а, наоборот, увлечет.

Во втором семестре обучения ввести дополнительный аспект работы – формирование выносливости. Это важнейшее исполнительское качество для любого ученика – гитариста, которого ни в коем случае не следует забывать. Умение играть точно, чисто и долго должно быть постоянной целью в работе с учеником. Особенно необходимо, чтобы ученик мог проигрывать этюды 2 – 3 раза подряд и более. Это вселит в ученика психологическую устойчивость, и он приобретет определенную форму.

При игре на выносливость часто возникают проблемы мышечных напряжений. Внимательно следя за игрой ученика, учитель обязан учить его снимать игровые зажимы во время игры. Часто зажимы переходят в напряжение мышц лица, высовывание языка, поднятие плеч, прерывистое дыхание и т. Д. Педагогу нужно постоянно контролировать, находить причину и снимать напряжение. А это значит – обращаться на первую ступень: медленный темп, сознательный контроль за движениями и напряжением – расслаблением.

Техническое воспитание не должно отставать от музыкального, а идти в ногу или, лучше всего, немного опережать последнее.

Тембро – динамический слух

Несмотря на недостатки, которые имеет гитара (это быстро угасающий звук, ограниченная громкость, малый диапазон), ее можно отнести к инструментам, богатейшим в тембральном отношении. Владея хорошей профессиональной школой, разнообразными приемами и способами звукоизвлечения, можно добиться на гитаре неограниченной выразительности исполнения. Именно с первых уроков необходимо формировать логику тембрального слушания.

На гитаре можно создавать разнообразные живописно – колористические эффекты. Сочетания звучания открытых и закрытых струн, звуковое наложение с тонким слуховым контролем (педаль), смещение позиции звукоизвлечения к подставке или грифу и масса других гитарных тонкостей создают богатейшую палитру для воплощения музыкального произведения. Грамотное пользование звукоизвлечением в определенных частях струны (смещение кисти правой руки к грифу или подставке) позволяет найти те краски, тот характер, которого требует содержание музыки. Звук гитары может быть разнообразным – от теплого, глубокого до легкого, острого. Главное – чтобы ученик все это смог прочувствовать. 

Часто ученик, владеющий красивым звуком, не умеет свободно распорядиться им, что нередко приводит к однообразию звучания инструмента. Преподаватель обязан конкретизировать художественные требования к звуку. Через фантазию, воображение, увлеченность шлифуется тембральный слух ученика. Педагог должен уметь находить разнообразную словесную характеристику данного тембра, краски, динамики. Убедительность педагогических находок, образность рассказов и непосредственно показы на инструменте приводят к правильному выбору нужных тембровых красок.

Подражание другому инструменту, голосу расширяет воображение ученика. Убежденность и вдохновение педагога заставляет действительно слышать и представлять звучание именно тех инструментов, о которых шла речь.

Развитию разнообразных тембровых возможностей исполнения следует придавать важное значение с первого года обучения. Ученику следует показать три основных положения правой руки при звукоизвлечении. Условно их тоже можно назвать позициями. Первая позиция правой руки – около розетки справа. Она будет основной, рабочей, постановочной, начальной. Вторая позиция – на грифе, около розетки слева. Третья позиция – около подставки. На первых порах следует пользоваться только игрой в первой позиции; после того как рука усвоит стабильную постановку и получит требуемый конкретный звук, следует ввести игру и во второй позиции. Вторая позиция применяется для более мягкого, нежного звучания. 

Тембрально – динамические контрасты придают исполнению разнообразное, яркое и колоритное звучание.

Развитие музыкальных способностей

Музыкальный слух и его развитие

В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание.

Внутренним слухом, начиная интонировать его еще до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста.

Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при отдельном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух.

На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:

1. Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для правой руки – найти определенную струну и сыграть. Ученик видит ноту и поет ее не глядя на струны и руку. И так до появления уверенного исполнения.

2. Для левой руки первой позиции – найти струну, лад, не глядя на гриф.

3. Совместная игра – найти струну, лад и сыграть.

Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой.

Продолжается работа над выразительным чтением коротких стихов и поговорок. На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с названием и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите ее спеть выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста.

Для дальнейшей активизации слуха, развития памяти, чувства ритма необходимо подбирать по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо знакомые мелодии, песенки. Важное условие – неослабное внимание к характеру исполнения, темпу, динамике, звуку.

Когда ученик приобретет уверенность в подборе простейших мелодий, состоящих из одной – двух нот, можно усложнить задание, увеличить объем и протяженность мелодий до трех – четырех звуков на одной струне, а потом и на разных струнах. Главное – чтобы ученик не потерял интерес к работе. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память.

Интересной и нужной формой работы на уроке является игра в ансамбле. Гитара – инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары педагогом дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Совместная игра повышает интерес ученика к занятиям, вносит творческий элемент.

Музыкальный ритм и его воспитание

Ритм является важнейшим элементом в музыке: определяет организацию и последовательность звуков во времени.

Воспитание чувства ритма – одна из наиболее сложных задач воспитания музыканта. Длительность звуков в слуховом воспитании – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении на их грифе. Длительность же звуков во времени определяется более и менее относительно.

Но в природе все поддается развитию. Если педагогом выбрано правильное направление и использована оптимальная методика, то чувство ритма можно развить у ученика, причем достаточно эффективно. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией длительностей во времени, они гораздо более существенны. Чувство, темперамент, проявление наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм – эмоциональное и художественное выражение содержания музыки. Наконец, чувство ритма имеет еще и двигательно-моторную природу.

Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального ритмического чувства важны две стороны: двигательно-моторная и эмоциональная. С первых уроков при усвоении коротких поговорок, чтении стихов использовались хлопки, отсчитывания вслух. Только при работе с учеником преподаватель получает возможность осуществить всестороннюю шлифовку ритмической основы его восприятия.

Для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур можно использовать работу с карточками. На отдельных карточках записать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по памяти.

Чтобы закрепить уже полученные знания, а так же чтобы помочь ученикам усвоить новые понятия, можно использовать игру «музыкальное лото».

Чтение нот с листа и его необходимость

От обширного знакомства с нотной литературой зачастую зависит развитие общего кругозора, воспитание музыкального вкуса учащихся. Чтобы привить ученику любовь к самостоятельной работе над новым текстом, чтобы его не пугала незнакомая литература, с первых же уроков ему нужно привить любовь и серьезное отношение к чтению с листа. Овладение навыками чтения с листа необходимо проводить в классе гитары систематически.

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Всё для дополнительного образования: мастер классы, сценарии, конспекты, игры и поделки!

Создать новую публикацию
Диана Эльвировна Хазимуллина добавила публикацию

2 апр 2024 в 07:55

Физическая культура как компонент здорового образа жизни

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.Необходимо со школы осознать, что здоровье человека – главная ценность жизни. Надо самому быть здоровым и везде и всегда быть пропагандистом здоро...

Оксана Григорьевна Туранцева добавила публикацию

18 янв 2024 в 11:57

«Амигуруми из бисера»


Конспект   занятия  по  теме:  "Амигуруми   из  бисера"  (Изготовление  сувенира  к  Новому  году).  Выполнение   работ   использую   технику   плетения   крестиком.  Автор:   Туранцева   Оксана   Григорьевна  (педагог  дополнительного ...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:53

Подарок для Лисички


Аппликация «Подарок для Лисички». Клычкова Полина (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Ни один праздник не обходится без подарков! И Дедушка Мороз приготовил подарки не только всем детишкам, но и зверятам. Лисичка, закрыв глазки, фантазирует, к...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:53

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

Новогодние игрушки


Объемная аппликация «Новогодние игрушки». Макаров Роман (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Наряжать новогоднюю елку - одно из самых любимых занятий всех детей! Доставать из коробки игрушки, рассматривать их, развешивать на веточках - это еще ...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:52

Наш друг Снеговик


Объемная аппликация «Наш друг Снеговик». Завидова Варвара (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Отгадайте загадку: «У снеговика нос, а у зайцев еда». Что это? Правильно - морковь! Нашего снеговика Варя «вылепила» из фоаминара с блестками. Особен...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:51

В лесу родилась Ёлочка


Объемная аппликация «В лесу родилась Ёлочка». Жеребкин Владимир (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Какое же новогоднее настроение без главной героини праздника - красавицы Ёлочки! Сколько песен о ней придумано, загадок, стихов! И подарки ...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:50

Кролик - символ 2023 года


Аппликация «Кролик - символ 2023 года». Ромодин Антон (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Встреча одного из 12 символов- животных китайского гороскопа давно уже стала и новой российской традицией. Изготавливаются открытки, календари, сувениры в...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:49

Рождественские колядки


Аппликация из цветного картона «Рождественские колядки». Кузнецова Ксения (7 лет) Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. С Рождества по Крещение на улице слышны смех и песни - это дети и взрослые переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и ...

Татьяна Казьянская добавила публикацию

8 янв 2023 в 21:48

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

Новогодние колокольчики


Аппликация «Новогодние колокольчики». Сахтёрова Маргарита (7 лет). Творческое объединение «Сувенир» ГКУ СО Безенчукский «Дом детства», пгт Безенчук Самарской области. Руководитель объединения Казьянская Татьяна Михайловна педагог дополнительного образования. Работа выполнена из фоамирана, с использованием декоративной тесьмы, лент и пайеток. Способ приклеивания - клеевой горячий пистолет...

Администратор добавил публикацию

12 апр 2022 в 08:48

Как создать свой контрольно-измерительный материал

Автоматизированная система оценки знаний включает в свой состав удобный конструктор для создания контрольно-измерительных материалов.Важно! Доступ к системе разрешен только для авторизованных пользователей. Авторизация подтверждается наличием действующего сертификата МБ КИМ.Как создать КИМ:На вкладке "Мои КИМы" в "Кабинете учителя" нажмите кнопку "Создать КИМ":В открывшемся редакторе КИМов из выпадающих спи...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО