Цель: воспитывать нравственные качества у ребёнка, умение устанавливать причинно - следственные связи в результате совместной деятельности.
Задачи:
• формировать и расширять знания о растительном мире и полезных ископаемых нашего края;
• учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств;
• развивать умение строить причинно – следственные связи;
• развивать познавательную и речевую активность, пополнять словарный запас;
• воспитывать любовь к природе и родному городу, желание беречь их;
Оборудование: контейнеры 6 штук, стаканы с воронкой -11 штук, вата, песок в ёмкости -11 штук, одноразовые ложки -11 штук, пробирки с грязной водой 11 штук, марля 22 штук, нарукавники -11 пар, мультимедийная установка, 5 контейнеров с песком, уголь, 5 поддонов под полезные ископаемые, перчатки 10 пар, тряпочка для протирки столов 6 шт., брызгалка с водой, флешка, цифры 1-4, карта, угольные карандаши, альбом с рисунками, мольберт, совок с щёткой, удлинитель, ноутбук,
Слайды – фото: лес, река, очистные сооружения, карта, видео –физкультминутка, река.
Ход занятия
1. - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Сделайте круг, чтобы нам лучше было видно друг друга. А я к вам пришла не просто так, предлагаю вам отправиться со мной в научную экспедицию.
- Кто знает, что такое экспедиция? (я вам сейчас расскажу – это когда несколько человек отправляются в путешествие на поиски чего интересного, необычного).
- Правильно, экспедиция – это путешествие со специально – определённой научной целью. В ней участвуют учёные, научные сотрудники. Мы сегодня тоже будем учёными, а поможет нам в экспедиции карта. Давайте рассмотрим её. Что здесь изображено? (а я вижу цифры, стрелки, начнём экспедицию с цифры 1)
2. Уважаемые учёные, закройте, пожалуйста, глаза послушайте и определите, где вы оказались?
слайд 1 (звучит шум леса, пение птиц)
Правильно, мы с вами оказались в лесу.
щелчки 1,2,3.
- Какие деревья вы видите? (я вижу здесь берёзы –это лиственные деревья, почему их называют лиственными. а вы какие видите деревья? …. Ещё я вижу здесь хвойные деревья, назовите их…. Почему их называют хвойными?)
- Когда растут в лесу разные деревья: лиственные и хвойные как этот лес называют? (деревья будто смешались между собой, поэтому этот лес смешанный).
щелчки 4,5,6- Учёные, как вы думаете, какую пользу приносит лес?
- Правильно, молодцы, вы много рассказали о пользе леса. А какие правила вы знаете, чтобы сберечь лес?
- Ребята, а если вам пришлось развести костер в лесу, как правильно его погасить?
Закрыть проектор рукавом
- Кто знает, как надо правильно разводить ???????? и гасить костёр?
- Молодцы вы настоящие защитники природы.
Слайд 2 (нажать на звук)
3. Ой ребята, а вы ничего не слышите? Правильно, журчание воды.
Открыть проектор
- А кто помнит, как называется река, которая протекает в Новокузнецке.
- Молодцы -Томь. Посмотрите, какая она полноводная, широкая, с красивыми берегами.
- А ещё какая, что можно про неё сказать?
(в реке водится много рыбы).
Слайд 3 пока дети отвечают о пользе реки
- Какую пользу приносит река? (Она охлаждает в жаркий день, животные приходят на водопой, воду пьем……)
- Но не все реки такие, бывает и вот так.
Слайд 4
- Скажите, что здесь вы видите?
- Как вы думаете, почему рыба погибла?
ответы детей.
- Итак, рыба могла погибнуть от загрязнения воды отходами от заводов. Учёные – Как вы думайте, как помочь природе?
ответы детей
- Правильно очистить воду. Я вам сейчас покажу, какие огромные стоят очистительные сооружения, в которых есть фильтры для очистки воды.
Слайд 5
- Я вас сегодня научу делать маленький фильтр, но для этого нам надо попасть в лабораторию, давайте посмотрим на карту. Как вы думаете, где здесь лаборатория, под какой цифрой?
- Пройдите за столы, сядьте правильно, чтобы удобно было работать. Наденьте нарукавники, резинкой вниз. Итак, мы приступаем с вами к изготовлению фильтра.
- Возьмите стакан с воронкой, положите в него марлю, затем слой ваты и придавите её, затем пол ложку песка, следующий слой в нашем фильтре –вата и ещё раз придавите её, (придерживайте стакан снизу) добавьте еще половину ложки песка и заключительный слой нашего фильтра опять вата, и бинт.
Возьмите стакан с водой - какая она? Теперь вылейте загрязнённую воду частями, дайте пропитаться вашему фильтру, а затем лейте смелее, тонкой струйкой. (если вода начнет литься через края марли – загните края внутрь) Смотрим, что получилось?
- Правильно вода немного очистилась.
- Как вы думаете, как это получилось? – молодцы, правильно думаете.
- Правильно - Вата и песок пропустили через себя воду, грязные частицы задержались в них, и вода очистилась. Значит, вата и песок служат фильтром.
Эту воду можно пить человеку? Но эту воду ещё нельзя пить, так как она очистилась только от мусора. А рыбам можно пить?
Мы помогли рыбам, а как люди должны беречь реки? (Какие правила вы знаете, когда купаетесь на речке?)
- Уберите, пожалуйста, за собой рабочее место, всё сложите в контейнер. Спасибо, молодцы, очень дружно работаете.
5. – Наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим на карту, куда нам дальше двигаться.
слайд 6 Правильно, мы с вами должны отдохнуть, я приглашаю вас на танцевальную физкультминутку.
(физкультминутка «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»)
6. Уважаемые учёные, наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим в карту куда нам дальше идти? Итак, какую цифру нам надо найти. Проходите к столам с цифрой 4, разбейтесь парами не садитесь, встаньте друг против друга.
(На столах стоят тазики с песком и перчатками, контейнеры под уголь)
Мы с вами будем находить полезные ископаемые, наденьте перчатки и руками, как большими ковшами экскаватора мы будем искать полезные ископаемые.
- Что вы нашли (уголь).
- Какую пользу приносит уголь?
слайды 7 - Молодцы учёные. Наш край богат углём. Посмотрите на экран – это карта Кемеровской области, на ней обозначено местонахождение добычи угля.
- Мне очень понравилось с вами работать в экспедиции, вы были дружные, активные, самостоятельные. Но к сожалению, наша экспедиция завершилась. А что интересного вы узнали в этой экспедиции?
- А вы знаете, что углём можно не только отапливать помещения, но и рисовать. Дети нашего сада сделали вам подарок – альбом с рисунками и угольные карандаши. Все рисунки нарисованы угольными карандашами. Здесь есть и чистые листы, что бы вы тоже могли продолжить рисовать.
- Спасибо за встречу, до свидания!