Наталья Геннадьевна Буркова добавила публикацию
5 апр 2023 в 18:53
263 / 2
Поделиться:

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Продуктивность учительского труда невозможна без любви к своему делу, к тем, кого ты учишь, к себе. Как сегодня важно установить правильные взаимоотношения между учителем и учеником. Учащиеся подросткового возраста (а именно с таким возрастом я работаю) – дети легкоранимые, не терпящие обмана, с обостренным чувством справедливости. Их главная цель – достичь независимости. Они ищут себя, свои цели в жизни. Современный подросток – это человек, который ни дня не может без компьютера, телефона, планшета… Но это человек, не умеющий разговаривать, слушать и слышать. Можно изменить программу, поменять учебник, но одно остается неизменным – если не установлены доверительные взаимоотношения между учителем и учеником, то любой урок не будет иметь большого смысла и роли.


«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – сказал еще в начале 20 века писатель-реалист М.Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идет семимильными шагами. Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить учиться, самостоятельно находить источники получения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчат доступ к информации. Но и позволяют по-новому построить образовательную систему.


Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


Мы должны видеть, что каждый ребенок это творческая личность, это ценность, которую мы должны сохранить и преумножить.


Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своем предмете, но и владеть современными техническими технологиями, как в совершенстве владеют ими наши ученики. Вот для этого мы должны быть с учеником вместе: вместе рассуждать, вместе открывать. Вместе решать проблемы, поставленные на уроке, а иногда и вместе ошибаться для того, чтобы прийти вместе к правильному решению.


Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.


Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды все же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.


Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет.

− Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определенного литературного направления.

− Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

− Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

− Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.

− Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке учащимся.

− Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый легкий вид работы. Хорошо продуманный и обсужденный с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика презентация учителя, часто очень находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их.


Специфику профессиональной деятельности учителя русского языка в условиях ИКТ-насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным.


Анализируя литературу по педагогике и психологии, приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, чем сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. Однако на многих уроках основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляться по всем каналам восприятия текст-звук-видео-цвет.


Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка может и не должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.


В заключение хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплекте с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.


Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.


Автор: Буркова Наталья Геннадьевна

Прикреплённые файлы:

statya_2.docx
( 0.02 МБ / 2 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Средняя школа. 5-9 классы

Создать новую публикацию
Наталья Михайловна добавила публикацию

26 июн 2023 в 21:34

Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс

Итоговая контрольная работа по литературе Тип урока: урок контроля. Цель урока: проверить знания обучающихся по литературе за курс 5 класса. Планируемые результаты: • Предметные: смысловое чтение, работа с текстом, уметь оформлять свои мысли в письменной форме, аргументировать свою точку зрения (в объеме содержания курса). • Личностные УУД: приобретение мотивов учебной деятельности и понимания смысла учени...

Марина Ивановна Карпушина добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:09

Инновационные подходы на уроках физической культуры в школе


Игра в баскетбол с применением компьютерной техники по оценке действий игроков и дальнейший разбор их ошибок. Таким образом исключается неправильность судейства судьи и учащиеся наглядно могут разобрать свои ошибки, что позволяет реально оценивать им свои навыки и умения в баскетболе.Автор: Карпушина Марина Ивановна...

Наталья Геннадьевна Буркова добавила публикацию

5 апр 2023 в 18:53

Использование информационных технологий на уроках русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к своему делу, к тем, кого ты учишь, к себе. Как сегодня важно установить правильные взаимоотношения между учителем и учеником. Учащиеся подросткового возраста (а именно с таким возрастом я работаю) – дети легкоранимые, не терпящие обмана, с обостренным чувством справедливост...

Елена Николаевна Грошева добавила публикацию

26 мар 2023 в 19:20

Фотозона на 8 марта


Оформление фотозоны в школе для проведения праздника, посвященному международному женскому дню 8 Марта.Весна и женщина похожи, Собою украшая, мир. Свои старания приложат, Чтоб в жизни вновь, все обновить.Для оформления потребовались: гафрированная бумага, шары, картон и творческое воображение.Автор: Грошева Елена Николаевна...

Е. А. Федореева добавила публикацию

6 ноя 2022 в 19:47

Проект "Славянские мифы"

Славянские мифы — это увлекательное путешествие в глубины нашего древнего Наследия Предков, окутанное тайной и увлекательным сюжетом.Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная ...

Анастасия Сергеевна добавила публикацию

13 мая 2022 в 08:02

Девушки бывают разные


Рисунок нарисованный яркими карандашами характерезует ярких и разнообразных девушек нашей страны и всего мира. А цветы это не только лучший и приятный подарок, но ещё и запах, нежность, любовь, забота, которую отдают нам мамы, бабушки, сестры, жены и просто девушки этой планеты - Земля.Проблески жёлтых, зелёных, розовых, красных, фиолетовых - разнообразных красок, ни это ли счастье для наших глаз, ни это ли...

Анастасия Петровна добавила публикацию

10 апр 2022 в 06:23

Творческое развитие детей на уроках математики.

В современном мире очень быстро нарастает поток научной информации, поэтому основной задачей школы становится формирование творческой личности, способной успешно ориентироваться в современном обществе.В обучении детей творчеству особое место занимает не стандартный подход к решению задач. Среди основных особенностей не стандартного решения можно отметить следующие: 1. Выявление и разрешение противоречий. 2....

Е. А. Степанова добавила публикацию

5 апр 2022 в 06:21

Лекция-экскурс для детей "История Рождества Христова"

7 января мы встречаем самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Каждый год многие люди празднуют Рождество, как очередной праздник, даже не понимая, что это значит для них. Так уж сложилось, что многие люди используют этот день, как повод для проведения каких-то вечеринок, встреч. Но как они могут приравнивать такой праздник к обычному календарному празднику? Рождество – это как этап чего...

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА ПЛИХНЕВИЧ добавила публикацию

18 мар 2022 в 11:41

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Подарок маме "Органайзер"


Поделка выполна на уроке профильного труда. Любимое занятие Владислава – мастерить что-либо своими руками.8 Марта - Международный женский день, этот день принято дарить подарки, а как известно, самый лучший подарок - это подарок выполненный своими руками . Влад придумал и сделал из дерева органайзер для любимой мамочке.С ПАЗДНИКОМ!Моя мамочка родная, Я люблю тебя без края! С 8 Марта поздравляю, Счастья я те...

Ольга Геннадьевна Москаленко добавила публикацию

9 мар 2022 в 18:03

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Весенний праздник


Лучший подарок для мамы в праздник - это сделанный своими руками! Участие в изготовлении открыток принимали:Курутина Елена - 8 класс;Клепач Виктория - 8 класс;Неизвестная Юлия - 8 класс;Симакова Анна - 8 класс.     ...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО