В современном мире очень быстро нарастает поток научной информации, поэтому основной задачей школы становится формирование творческой личности, способной успешно ориентироваться в современном обществе.
В обучении детей творчеству особое место занимает не стандартный подход к решению задач.
Среди основных особенностей не стандартного решения можно отметить следующие:
1. Выявление и разрешение противоречий.
2. Развитие иного стиля мышления.
3. Методика поиска ресурсов – вещественных, информационных, которые позволяют решить творческую задачу.
4. Структурирование информации о проблемной ситуации, использование специальных графических методов.
5. Методики анализа, графические методы и диаграммы, таблицы.
В современном веке возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций «метода проб и ошибок». Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов».
Суть этих методов – повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
Математика – это серьезная фундаментальная наука и основа научно-технического прогресса, инструмент познания мира, основа для развития творческих способностей. Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она имеет большие возможности для развития логического мышления, практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов [3]. Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися
понятий и методов школьного курса математики. Главная из задач в развитии математического мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практическом применении математики. Решение задач служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. А приемы решения текстовых задач выступают как средство обучения способом рассуждений, анализу ситуации, выбору стратегии решения задач. При решении задач используются для записи условия схематические рисунки, модели, позволяющие представлять рассматриваемую ситуацию наглядно, без которых трудно понять логику рассуждений. Ведь предлагая школьнику нарисовать четырехугольник, мы ставим его перед множеством проблем: что такое четырехугольник, какой из четырехугольников изобразить, как его расположить, какого размера он должен быть? Работа по освоению учащимися опыта эмоциональной и творческой деятельности, прежде всего, заключается в развитии мышления через разные его виды. Начинается эта работа с простых и доступных каждому ученику заданий.
У каждого ребенка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Для того чтобы они могли проявить свои способности, нужно умное руководство со стороны взрослых.
Следовательно, задачи педагога – использовать разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у школьников подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности. Учитель должен учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения [4].
Чтобы любой урок математики был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:
1. Использовать современные педагогические развивающие технологии, направленные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом.
2. Принцип «принятия другого». Учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью.
3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.
4. Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, кружков, дополнительных занятий) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.
Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:
1. Нужно принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Обеспечивание независимости выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
4. Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей.
Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей школьников уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, требующие использования известных детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение решением, профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
На мой взгляд, классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности – умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке. Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез–соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга.
Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
Становление креативной личности можно определить как формирование и развитие личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности и ее креативными качествами, а также обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными факторами. Возникает тесная взаимосвязь становления креативной личности и креативного образования. Отсюда следует зависимость уровней профессионально-творческой деятельности человека, достигаемых результатов и уровней его креативной подготовки как готовности к их выполнению и достижению [5].
Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.
Классификация – следующий прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его – в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи способствуют развитию умения «узнавать» знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта.
Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.
Развитие креативности, умения самостоятельно конструировать свои знания лежит и в основе метода проектов. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится добывать знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна [6].
Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. Это такие задания, как рисование картины с помощью только геометрических фигур, изготовление многогранников, скульптуры из многогранников и геометрических тел. При выполнении многогранников ребята настолько творчески подходят к процессу, что выбирают различные материалы для изготовления и раскрашивают грани в различные цвета.
Важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия.
Самостоятельная учебная деятельность имеет не только учебное, но и личное, и общественное значение. Это организуемая самим школьником в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе, и по результату деятельности на уроке, и в ходе домашней самоподготовки.
Таким образом, нестандартные приемы, активные методы, творческие задания – все это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию к обучению. И результатов учитель добивается тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
Ссылки на источники
1. Кравченко А.Н. Развитие творческих способностей учащихся через нестандартные формы работы на уроках математики http://ansinyakova.ucoz.ru/publ/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_uchashhikhsja_cherez_nestandartnye_formy_raboty_na_urokakh_matematiki/1-1-0-2
2. Леонкин М.И.Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики http://anone.ru/news/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_uchashhikhsja_na_urokakh_matematiki/2014-01-07-420
3. Матус З.Г. Развитие творческих способностей на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/512280/
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
5. Хатина О.Г. Развитие творческих способностей на уроках математики http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2959-2013-05-17-18-29-01.html
6. Ершова Г.П. Развитие творческих способностей на уроках математики http://www.pandia.ru/text/77/150/7602.php
Автор: Кузнецова Анастасия Петровна, МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск