Ирина Юрьевна Олисова добавила публикацию
11 сен 2020 в 19:06
12087 / 1
Поделиться:

Конспект тренингового занятия с подростками по профилактике суицидального поведения "На краю черты"

Автор: Олисова Ирина Юрьевна


Цель: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Задачи:

1. Осознание воспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни.

2. Осознание собственных целей и стремлений

3. Знакомство с навыками целеобразования

4. Формирование мотивации к личностным изменениям.

5. Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями

6. Формирование навыков принятия ответственности за свои действия, свою жизнь, развитие навыков самостоятельности.

7. Формирование позитивного образа будущего.


Оборудование: телевизор, видео презентация «Остановись», декоративная свеча, напечатанные эпиграф и правила группы, магниты, таблица к упражнению «Я справляюсь с трудностями», медитативная музыка, бумага, ручки, схема «Окно» по количеству участников.

Категория слушателей: несовершеннолетние старшего школьного возраста.


Ход занятия


Эпиграф

«По своей воле вы оказались в мире, который создали для себя. Что держите в сердце своём, то и исполнится, чем больше всего восхищаетесь, тем и станете. Знайте, что вас повсюду окружает реальность мира любви, и в каждый момент у вас есть силы, чтобы преобразить свой мир в соответствие с тем, чему вы научились».

Р. Бах. Единственная


«Здравствуйте, ребята! Наверное, вы не раз слышали выражение: «"Я сам строю свою жизнь". Как вы думаете, что это такое, о чем мы будем здесь говорить. Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас решают, что вам делать, куда ходить и как вам жить? Да. А бывает ли так, что вы не знаете, что вам нужно делать, что бы вам самим хотелось, и в то же время не хотите, чтобы за вас решал другой человек. Да, бывает. А хотелось бы вам самим распоряжаться своим временем, строить планы и быть хозяевами своей жизни? Да. Но одного желания недостаточно: нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности, предвидеть последствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И, кроме того, нужно понимать других людей, так как многое в нашей жизни зависит от других. На нашем занятии мы будем узнавать себя, принимать решения и строить свою жизнь». Надеюсь, что это будет интересный опыт для вас и для меня.


Упражнение «Представь себя»

Цель: настрой на плодотворную, командную работу, поиск личностных ресурсов, повышение концентрации внимания.

Инструкция: Представьтесь друг другу. Необходимо не только назвать свое имя, но и продолжить фразу: «Люди ценят меня за то, что я ….»

Следующий участник также называет свое имя, продолжает фразу и озвучивает, за что люди ценят его соседа, который только что представился. И так по кругу.


Упражнение «Правила нашей группы»

А теперь давайте обсудим предложенные правила и выберем те, которые на ваш взгляд подходят именно нашей группе.

Группой формулируются как минимум следующие правила:

Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты". Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.

Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.

Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.


Упражнение «Стрела жизни»

Продолжить фразу: Жизнь – это …

На доске рисуются разные стрелы, например:

Несовершеннолетние выбирают понравившуюся стрелу.

Обсуждение. Почему вы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чему стремится ваша «стрела жизни»?

Упражнение «Я справляюсь с трудностями»

Цель: формирование личностных ресурсов личности.

Инструкция: Каждый из нас в течение жизни сталкивается с различными сложностями и не простыми жизненными ситуациями. Сейчас нам нужно ответить на вопрос, что помогает пережить эти сложные моменты, как справляемся с трудностями. Каждый участник сообщает, кто или что спасает от жизненных передряг, психолог фиксирует ответы.

Обсуждение: После того, как ответы закончились, каждый относится к определенной сфере: семья, друзья, досуг, учеба (работа, творчество), любовь. Выясняется какая сфера слаба, какая не работает, не задействована в решении проблемных ситуаций, до учащихся доносится информация, о том, что все сферы в жизни должны быть полноценны, тогда проблемы и трудности переживаются проще.

Комментарий. Данное упражнение не только позволяет участникам тренинга задуматься о своих резервах, но и познакомится с резервами окружающих и использовать их, решая свои трудности.

Упражнение «Стулья в круг!» (разминка)

Группа стоит в кругу. Перед каждым – стул. Держать его нужно за спинку, наклонив в сторону центра так, чтобы задние ножки висели в воздухе, а упор приходился лишь на две передние ножки.

По сигналу ведущего начинается игра.

По команде «Раз!» - все оставляют свои стулья и переходят на один шаг вправо. Сделать это необходимо быстро, чтобы успеть подхватить стул своего соседа справа до того, как он станет на пол всеми четырьмя ножками!

По команде «Два!» - переходим влево по часовой стрелке. Задание то же.

По команде «Три!» нужно успеть сделать полный оборот на 360 градусов и успеть подхватить стул, чтобы он опять не опустился на 4 ножки (или вообще не упал внутрь круга).

Те, кто не успел подхватить свой стул (выходит из игры).

Круг оставшихся игроков сжимается, и игра продолжается до выявления победителя.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель: Упражнение помогает участникам сосредоточиться на жизненных целях и смысле жизни и осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то, всегда приходится платить, жертвовать чем-то.

Оборудование: медитативная музыка, бумага, ручка.

- Я попрошу вас устроиться поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите, окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что вы чувствуете?

Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то странному дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелкой лавочке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я продавец в этой лавке. Вы можете получить здесь все что угодно, все, что вы хотите от жизни.

Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны от чего-то отказаться. Подумайте о том, чем вы владеете сейчас и что для вас важно. Запишите эти ценности на бумаге. За исполнение своего желания вы должны пожертвовать чем-то из написанных ценностей. Чем вы готовы пожертвовать за исполнение желания?

Обсуждение упражнения: Изменилось ли ваше эмоциональное состояние в ходе выполнения упражнения? Как изменилось? Что вы чувствовали? Сложно ли было определить важные жизненные ценности для себя? Что вы ощущали, когда пришлось пожертвовать чем-то ради исполнения своего желания?

Видео по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

Упражнение «Окно»

Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А 4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.

Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.

Прощание


Прикреплённые файлы:

trening_na_krayu_cherty.docx
( 0.02 МБ / 490 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Старшая школа. 10-11 класс

Создать новую публикацию
Лилия Борисовна Панова добавила публикацию

9 апр 2023 в 08:14

Викторина ко Дню Защитника Отечества.

Выполнена в формате конкурса "Своя игра". Содержит 5 категорий по 4 вопроса в каждой. Игра рассчитана на учащихся 10-11 класса и проверяет их знания по истории ВОв, а также знания по истории России. Предполагается участие минимум двух команд.Автор: Панова Лилия Борисовна...

Наталья Александровна Гнатюк добавила публикацию

22 мар 2023 в 20:00

Рабочая программа элективного курса "Диалог Искусств (подготовка к Олимпиаде)

Данная рабочая программа элективного курса является компилятивной и разработана на основе интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка». предназначена для подготовки к Олимпиаде по Искусству (МХК). Программа разработана на основе Примерной программы «Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение...

Лариса Валерьевна Иншакова добавила публикацию

11 июн 2022 в 08:40

Мини - исследовательская работа «История семьи»

Аннотация В исследовательской работе рассмотрена биография Володина Алексея Михайловича, участника Великой Отечественной войны. Основная цель данной работы: исследование роли простого солдата в Великой Отечественной войне Объект исследования: Великая Отечественная война. Предмет исследования: Вклад Володина А. М. в победу над фашисткой Германией. Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родс...

17 мар 2022 в 15:32

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Цветы для любимых учителей


8 Марта  -  Международный женский день!!! В этот день мы поздравляем не только наших мам,  бабушек,  сестер и всех родственников женского пола,  но и наших прекрасных учителей - женщин. Мы стараемся на праздники покупать готовые  подарки, но для учителей самый лучший подарок - это тот, который дети могут сделать своими руками. Кто-то вяжет, кто-то вышивает или плетет поделки и...

Виктория Николаевна добавила публикацию

15 янв 2022 в 07:05

Зимние забавы


Зимние забавы. Катание на коньках. Говоря о катании на коньках, сложно себе представить, что раньше вместо лезвий из металла использовали костей животных или дерево. Долгое время это считалось детским развлечением, люди не соревновались ни в скорости катания, ни в красоте танца на льду, однако, со временем конструкцию коньков усовершенствовали, и забава получила широкое распространение.Родиной фигурного кат...

Алина Юрьевна Шешко добавила публикацию

14 сен 2020 в 18:12

Рабочий лист к уроку обществознание, 11 класс

Рабочий лист к уроку по обществознанию, под ред. Боголюбова 11 класс.Тема параграфа: Роль экономики в жизни общества.Рабочий лист предполагает как индивидуальную, так и совместную работу.Рассмотрим несколько тезисов, напишем определения, решим экономические задачи, узнаем как экономика связана с политикой, узнаем что такое специализация производства. Рассмотрим экономику как подсистему общества, как экономи...

Ирина Юрьевна Олисова добавила публикацию

11 сен 2020 в 19:06

Конспект тренингового занятия с подростками по профилактике суицидального поведения "На краю черты"

Автор: Олисова Ирина ЮрьевнаЦель: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.Задачи: 1. Осознание воспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни. 2. Осознание собственных целей и стремлений 3. Знакомство с навыками целеобразования 4. Формирование мотивации к личностным изменениям. 5. Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, ...

Наталья Юрьевна Бердова добавила публикацию

21 авг 2020 в 06:31

Обобщение по теме"Теория химического строения".

Урок - обобщение проводится в 10 классе после изучения темы "Теория химического строения".Автор: Бердова Наталья ЮрьевнаТип урока: обобщение и закрепление темы Цели урока: Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение, закрепление следующих основных понятий: положения теории химического строения А. М. Бутлерова, изомеры, гомологи, валентные состояния атома углерода, классификации органических соединен...

Валерий Викторович Башкиров добавил публикацию

26 апр 2020 в 18:49

Георгиевская ленточка - символ Дня Победы (из истории). Материал для оформления школьной газеты.

Автор: Башкиров Валерий ВикторовичДанный материал подготовлен для оформления школьной газеты. В материале «Гео́ргиевская ле́нточка – символ Дня Победы» раскрывается история появления данной акции. Материал взят из различных источников Интернет. Георгиевская ленточка - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 го...

Галина Николаевна добавила публикацию

17 апр 2020 в 14:54

«Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации»

Мастер-класс для начинающих педагогов «Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации» Бутенко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 9» станицы СтаропавловскойИзвестно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной ...

Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО