Галина Николаевна добавила публикацию
17 апр 2020 в 14:54
1269 / 2
Поделиться:

«Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации»

Мастер-класс для начинающих педагогов

«Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации»

Бутенко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 9» станицы Старопавловской


Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию.


Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:


Притча

Наставник часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:

 - Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя.

 - Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?

 - Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник.

 - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.


Проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги, начиная свою педагогическую деятельность.

- Отсутствие мотивации к работе

- Отношения с коллегами

- Отношения с детьми

- Отношения с родителями

- Неумение обеспечить дисциплину

- Неумение планировать урок

- Незнание современных форм и методов работы на уроке

- Неуверенность в себе

- Непонимание, как вести себя на уроке

- Несоблюдение логической структуры урока

- Неумение организовать воспитательную работу в классе


Как же помочь молодому педагогу избежать подобных проблем?

И первое правило, которое я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило, прежде всего, касается личности учителя. По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы.

Посещай курсы по подготовке к ЕГЭ;

Перенимай опыт у других учителей;

Изучай имеющиеся образовательные стандарты;

Знай критерии оценивания и умей оценивать по данным критериям;

Умей работать с Интернет-ресурсами;

Работай в области самообразования;

Формируй оценочные материалы и методическую базу.

Решай тесты и пиши сочинение;

Тщательно изучай нормативную документацию;

Анализируй содержание учебников, по которым предстоит работать.


Общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

«Все начинается с азов», так и подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) начинается с посещения уроков русского языка и чтения в 4 классе, т.е. с преемственности начальной школы и средних классов. В начале 5 класса нужно проводить входные административные контрольные работы, а также в текстовой форме контрольные работы, с целью выявления не усвоенных тем из курса начальных классов, именно тех тем, которые имеются в заданиях ЕГЭ, затем последующая их обработка: безударные гласные, неизменяемые приставки, написание предлогов, сохранение гласной конца основы глагола неопределенной формы, окончание глагола. Через эти работы происходит выявление слабоуспевающих детей, с которыми впоследствии идет регулярная работа (по карточкам, работа в паре с сильными учащимися, по группам, индивидуальная работа и т.д.)


В течение всего курса изучения русского языка учащиеся ведут словарики, в которые записывают слова с правильно поставленным ударением, запоминают их, правила; трудные орфограммы для запоминания; орфограммы, не изучающиеся в школьном курсе русского языка; систематизация правил: Н/НН в разных частях речи, окончания глаголов и кратких причастий, сохранение конца основы неопределенной формы глагола, -НЕ- с разными частями речи и т.д.


Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с анализа результатов экзамена предыдущих лет, выявления проблем, составление перспективного плана с учетом индивидуальных способностей и подготовленности детей. Считаю необходимостью информировать родителей о предстоящей работе, определить их роль и объем помощи детям в ходе подготовки к ОГЭ; ознакомить с моделью экзамена, требованиями к знаниям и умениям по русскому языку, предусмотренными стандартами образования.


Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).


Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов. Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся то исследователями, то открывателями, то учителями. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.


При изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ.


Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению первой части в системе подготовки к ЕГЭ.

Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при решении олимпиадных заданий.


Организация систематического повторения пройденного.

Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.


Каждый урок (по возможности) вести работу по орфоэпии, лексике. Использую карточки, созданные для каждого класса, презентации. Обычно это происходит так: на уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10-15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через пару-тройку уроков каждый ученик самостоятельно выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же карточку по много раз. В кабинете каждый год обновляется стенд, освещающий трудные вопросы ЕГЭ, региональных экзаменов по русскому языку, орфоэпический минимум имеется на стенде. Работе по лексике способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке.


Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.


Тестовые формы контроля с 5-го класса. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса.


В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую много письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкают к такому режиму работы. Таким образом, на уроках литературы мы тоже много пишем. Умение интерпретации, анализа текста необходимо как на ЕГЭ по русскому языку и литературе, так и при выполнении олимпиадных заданий. Сочинения по литературе мои дети не списывают с Интернета или сборника «Тысяча лучших сочинений», они заинтересованы в том, чтобы научиться писать самим. И за это им большое спасибо.


При подготовке к написанию сочинения (2-я часть КИМа) тоже необходима системность в работе:

- с 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию;

- учить составлять свой банк аргументов (определение проблем, поднятых автором в тексте изучаемых произведений, записывается в отдельную тетрадь);

-учить вести читательский дневник (начинать вести читательский дневник следует уже с пятого класса, записывая туда всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё). Это способствует формированию читательского опыта учащихся, является подспорьем при выборе аргументов в сочинении;

- вести поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

- проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.

В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я учитываю при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение, работа со словарем и др.) или выступают в роли консультантов, помощников. Олимпиадное задание в русле определенной темы – обязательное домашнее задание для сильных учащихся, для всех остальных – по желанию.

- организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося)

Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Учитель обязан систематически проверять рабочие тетради, выполненные учеником карточки, творческие работы и т.д.


Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.


Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.


Вывод: Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий, умеют выполнять задания первой части КИМа. В 10-11 классе остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.


Немного из опыта работы

Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 5-го класса.

В описании своей системы подготовки к единому государственному экзамену я хочу выделить две подсистемы: в ученических коллективах, где преподаватель работает с пятого класса, и ученических коллективах, где преподаватель работает с десятого класса. Особое внимание хочется уделить с 10 или 11 кл.


Этапы


Для каждого ученика 10 - 11 класса у меня разработана папка методических советов, подсказок и рекомендаций. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, поверочных работ. Эти рекомендации пополняются и особенно полезными являются для слабых учащихся.

Каждую четверть учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ. Можно предложить работу по созданию школьниками собственных вариантов тестов.


Работа над сочинением

Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения. А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.


Вывод:

И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.


ПРИЁМЫ


Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: составления опорных схем, разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ.


Покажу, как это делаю, на примере разборки ЗАДАНИЯ 4 части 2 ОГЭ . Данное задание включает в себя тему «Правописание приставок»

ОГЭ: ЗАДАНИЕ 4 Теоретический минимум к заданию 4

«Правописание приставок»

Неизменяемые (постоянные) приставки

Представьте на мгновение, что слово — это человек, а значит, корень — его тело, приставки, суффиксы, окончания — его одежда. Чем тогда будет приставка? Конечно, головным убором, так как идёт с «головы» слова.

Чем отличается кепка, например, от платка? Вот кепка на полке, а вот она на голове. Есть разница? Нет, кепка всё та же. Так и с постоянными приставками — к какому корню вы их не прикрепите — они всё равно выглядят по-обычному.

Посмотрите: прибавим к разным корням приставки об-, от-, под-, над-. (Обступили, отпросился, подставил, надпилил).

И вы можете быть уверены, что в русских словах приставки останутся именно такими и никогда не будет какой-нибудь приставки «оп-» или «од-».

Парные приставки

1. Приставки на -з, -с. В них попарно все приставки делятся на оканчивающиеся буквой «з» или «с»: раз-рас, вз-вс, без-бес. Это как раз тот платок, который меняет форму, когда его «надевают на голову». И зависит всё от «головы»: если корень начинается на глухой согласный (о них читайте в этой статье), в приставке будет глухой С, если на звонкий — то звонкий З.

Например, разбирать — расклеился, взбить — всходит.

Внимание: одиночная приставка С- является непарной, то есть постоянной.

А теперь вопрос на засыпку: почему в слове «несдобровать» пишется с, хотя д — звонкий звук?

2. Приставки Пре- и При-.

Их написание зависит от значения. В вопросах теста вам придётся разграничивать тонкости в значениях каждой из этих приставок. Какие же это значения?

Основные значения для «При-»: приближение (пришёл — приблизился к месту), присоединение (пришил — соединил одно с другим), нахождение вблизи (пригород — около города), неполнота действия (приоткрыл — чуть-чуть открыл).

Основные значения для «Пре-»: близость к приставке «пере» (преступил = переступил), близость к слову «очень» (преогромный — очень огромный).

Давайте потренируемся.


Свой мастер-класс я хочу закончить словами

Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. Обучая других – учись сам. (С. Соловейчик). Всем огромное спасибо за работу.


ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Расставьте ударение в выделенных словах

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.


Проверьте себя

БалОванный агЕнт действительно чЕрпал удовольствие в покупке для своих детей мАльчиковых штанишек, подрОсткОвых тУфель, а также пеленок для новорождЕнной дочери, которую он видел только мЕльком. ВероисповЕдание агЕнта, которого не компрометировала принадлежность к аристокрАтии (свой гЕрбовый знак он хранил вместе с фотографией умЕршего дяди-украИнца), не позволяло ему менять граждАнство, испытывать катАрсис от пребывания в партЕре театра, читать пАсквили и выносить приговОры. На его мышлЕние влияло изучение традиций русской Иконописи, свидетельств о посмертных мытАрствах души и размышление о близости апокАлипсиса. Он ощущал себя не еретикОм, а избраАнником небес и видел знАменье последних времен в каждом новом изобретЕнии



Прикреплённые файлы:

prezentaciya_master-klass.pptx
( 2.02 МБ / 6 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Старшая школа. 10-11 класс

Создать новую публикацию
Лилия Борисовна Панова добавила публикацию

9 апр 2023 в 08:14

Викторина ко Дню Защитника Отечества.

Выполнена в формате конкурса "Своя игра". Содержит 5 категорий по 4 вопроса в каждой. Игра рассчитана на учащихся 10-11 класса и проверяет их знания по истории ВОв, а также знания по истории России. Предполагается участие минимум двух команд.Автор: Панова Лилия Борисовна...

Наталья Александровна Гнатюк добавила публикацию

22 мар 2023 в 20:00

Рабочая программа элективного курса "Диалог Искусств (подготовка к Олимпиаде)

Данная рабочая программа элективного курса является компилятивной и разработана на основе интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка». предназначена для подготовки к Олимпиаде по Искусству (МХК). Программа разработана на основе Примерной программы «Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение...

Лариса Валерьевна Иншакова добавила публикацию

11 июн 2022 в 08:40

Мини - исследовательская работа «История семьи»

Аннотация В исследовательской работе рассмотрена биография Володина Алексея Михайловича, участника Великой Отечественной войны. Основная цель данной работы: исследование роли простого солдата в Великой Отечественной войне Объект исследования: Великая Отечественная война. Предмет исследования: Вклад Володина А. М. в победу над фашисткой Германией. Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родс...

17 мар 2022 в 15:32

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Лучший подарок к 8 марта - Международному женскому дню"

Цветы для любимых учителей


8 Марта  -  Международный женский день!!! В этот день мы поздравляем не только наших мам,  бабушек,  сестер и всех родственников женского пола,  но и наших прекрасных учителей - женщин. Мы стараемся на праздники покупать готовые  подарки, но для учителей самый лучший подарок - это тот, который дети могут сделать своими руками. Кто-то вяжет, кто-то вышивает или плетет поделки и...

Виктория Николаевна добавила публикацию

15 янв 2022 в 07:05

Зимние забавы


Зимние забавы. Катание на коньках. Говоря о катании на коньках, сложно себе представить, что раньше вместо лезвий из металла использовали костей животных или дерево. Долгое время это считалось детским развлечением, люди не соревновались ни в скорости катания, ни в красоте танца на льду, однако, со временем конструкцию коньков усовершенствовали, и забава получила широкое распространение.Родиной фигурного кат...

Алина Юрьевна Шешко добавила публикацию

14 сен 2020 в 18:12

Рабочий лист к уроку обществознание, 11 класс

Рабочий лист к уроку по обществознанию, под ред. Боголюбова 11 класс.Тема параграфа: Роль экономики в жизни общества.Рабочий лист предполагает как индивидуальную, так и совместную работу.Рассмотрим несколько тезисов, напишем определения, решим экономические задачи, узнаем как экономика связана с политикой, узнаем что такое специализация производства. Рассмотрим экономику как подсистему общества, как экономи...

Ирина Юрьевна Олисова добавила публикацию

11 сен 2020 в 19:06

Конспект тренингового занятия с подростками по профилактике суицидального поведения "На краю черты"

Автор: Олисова Ирина ЮрьевнаЦель: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.Задачи: 1. Осознание воспитанниками ценностей и целей, дающие человеку смысл жизни. 2. Осознание собственных целей и стремлений 3. Знакомство с навыками целеобразования 4. Формирование мотивации к личностным изменениям. 5. Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, ...

Наталья Юрьевна Бердова добавила публикацию

21 авг 2020 в 06:31

Обобщение по теме"Теория химического строения".

Урок - обобщение проводится в 10 классе после изучения темы "Теория химического строения".Автор: Бердова Наталья ЮрьевнаТип урока: обобщение и закрепление темы Цели урока: Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение, закрепление следующих основных понятий: положения теории химического строения А. М. Бутлерова, изомеры, гомологи, валентные состояния атома углерода, классификации органических соединен...

Валерий Викторович Башкиров добавил публикацию

26 апр 2020 в 18:49

Георгиевская ленточка - символ Дня Победы (из истории). Материал для оформления школьной газеты.

Автор: Башкиров Валерий ВикторовичДанный материал подготовлен для оформления школьной газеты. В материале «Гео́ргиевская ле́нточка – символ Дня Победы» раскрывается история появления данной акции. Материал взят из различных источников Интернет. Георгиевская ленточка - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 го...

Галина Николаевна добавила публикацию

17 апр 2020 в 14:54

«Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации»

Мастер-класс для начинающих педагогов «Секреты успешной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации» Бутенко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 9» станицы СтаропавловскойИзвестно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной ...

Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО