Марина Ивановна Колосова добавила публикацию
7 дек 2020 в 07:49
8419 / 9
Поделиться:

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна”


Игры и упражнения на активизацию словаря

Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.


Игровое упражнение «Подбери слово»

Предложить детям назвать как можно больше слов существительных

-Что греет?- солнышко...

-Что зеленеет?-травка, почки..

Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Ребёнку предлагается 4 картинки, одна из которых лишняя:

-Подснежник, верба, тюльпан, кактус

-Ручей, солнце, сосульки, снег

-Оттепель, капель, лужи, метель


Игровое упражнение «Назови одним словом».

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталин

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега. — Капель.


Упражнение «Продолжи предложение»

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- Бегут звонкие…(ручьи);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

- После зимы наступает … (весна);

- Зима ушла, а весна - …(пришла);

- Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Лед растаял, появились …(лужи).


Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи


Игровое упражнение «Продолжи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Предложите малышу сказать наоборот:

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)


Игровое упражнение «Назови ласково».

Взрослый называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое.

Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,

трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.

Игровое упражнение «Чьи листья»

Детям предлагается рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у

него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)


Игровое упражнение «Подбери похожие слова».

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать новое однокоренное слово

Солнце, солнечный, солнцепёк...

Весна, весенний, веснянка...

Игры и упражнения на развитие связной речи


Игровое упражнение «Волшебная цепочка».

Детям предлагается составить распространенное предложение с помощью добавления

новых слов:

- Земля ещё покрыта снегом. (Земля ещё покрыта мокрым снегом. Земля ещё покрыта

мокрым, тёмным снегом. Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом.)

- Кое-где видны проталины. (Вдали кое-где видны проталины. Вдали кое-где уже

видны проталины. Вдали кое-где уже видны черные проталины.)

Игровое упражнение «Расскажи, что происходит в природе весной».

Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним

весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают

вить гнезда и т.д.


Игровое упражнение «Составить короткий рассказ о весне».

- приметы весны

- весенние месяцы

- перелётные птицы

- что делают весной дикие животные?

- как трудятся весной люди?

- любишь ли ты весну? Почему?

Какое время года наступило? Назови весенние месяцы. Какое солнце весной? Что

происходит весной со снегом? Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?

Что происходит с птицами и животными?

Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?


Игровое упражнение «Нелепицы».

Детям предлагается послушать предложение и рассказать чего не бывает. А как

должно быть на самом деле?

-Птенцы высиживают яйца

-Дети сделали для аистов скворечники

-Человек весной собирает урожай

-и т. д.


Игровое упражнение «Почему в народе говорят».

- Весенний день год кормит

- Скворец весны — гонец

- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами

Игры и упражнения на активизацию словаря

Игровое упражнение "Подбери как можно больше слов-действий"

Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает?

-Снег что делает? -тает, темнеет...

-Солнышко что делает? -светит, греет..


Игровое упражнение «Скажи одним словом».

Ребёнку предлагается из двух простых слов составить сложное слово:

- Первый и цвет (первоцвет)

-Лёд и ход (ледоход).

Или предлагают закончить предложение по образцу:

- У аиста длинные ноги, поэтому его называют (длинноногим)

- У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой)


Игровое упражнение «Образуй новое слово».

Детям предлагается ответить на вопрос: «Что может быть весенним (мартовским,

апрельским, майским)?»

Весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга; мартовский день, мартовская

оттепель, мартовские лужи и т. д.


Игровое упражнение «Хлопни в ладоши когда услышишь слово о весне

"Если услышишь слово о весне, хлопни"

Проталины, сосульки, лиса, почки...

Игровое упражнение «Подходит — не подходит, потому что...»

Ребёнку предлагается провести сопоставление:

-Подснежник, заяц, лось

-Март, апрель, сентябрь

-Оттепель, капель, вьюга


Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи


Игровое упражнение «Один-много».

Детям предлагается ответить на вопрос: «Одна что?» (Лужа).

Если несколько, то как о них скажем? (Лужи).

А много чего? (Луж).

(Проталина -проталины-проталин. Почка -почки -почек. Гроза -грозы-гроз).


Игровое упражнение «Сосчитай до пяти»

Предложить ребёнку посчитать до пяти (гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий

ручей).

-одно гнездо,

-два гнезда,

-три гнезда,

-четыре гнезда,

-пять гнёзд.


Игровое упражнение «Чей? Чья? Чьё».

Предложить ребёнку составить словосочетание

- грач, гнездо (грачиное гнездо)

- соловей, трель (соловьиная трель)

- журавль, клюв (журавлиный клюв)


Игровое упражнение «Короткие слова».

Ребёнку предлагается вставить в текст нужные по смыслу слова (предлоги)

- скворчонок выпал … (из) гнезда

- ласточка свила гнездо … (под) крышей

- подснежник выглядывает … (из-под) снега


Игровое упражнение "Чего нет"

-Почка, нет(чего?) почки

-Листья, нет (чего?) листьев

-Гнездо, нет (чего?) гнёзд


Игры и упражнения на развитие связной речи


Игровое упражнение «Богатые бусы».

Предложить детям нанизывая, бусинки или загибая пальцы, перечислить что делает и

каким бывает явление природы:

- ветер (дует, сдувает, веет, раскачивает, охлаждает, выметает...)

- дождь (весенний, сильный, проливной, приятный, слабый...)


Игровое упражнение «Без чего не может быть весны».

Детям предлагается продолжить предложение, используя слова - признаки, слова —

действия о весенних явлениях (например: «Весна не может быть без яркого солнца,

которое греет, припекает, весна не может быть без быстрых, хрустальных ручейков,

которые журчат, бегут, звенят»).


Игровое упражнение «Поставь слова по порядку».

Детям предлагается из перепутанных слов, составить правильное предложение

-Облака, белоснежные, кудрявые, небо ,плывут, по

-Первые, ранние, цветы, пробиваются, подснежники, проталинки, на


Игровое упражнение «Бывает или нет».

Взрослый называет признаки весны, а ребенок хлопает в ладоши если это бывает

весной, если не бывает топает и исправляет ошибки. Воробьи возвращаются из жарких

стран. Птицы вьют гнезда. На деревьях распускаются почки. Птицы улетают в теплые

края. Листья желтеют и опадают. Листья распускаются. Расцветают цветы. На реке

тает лед. Солнышко светит все ярче. Сильный мороз.


Игровое упражнение «Почемучка»

Предложить детям составить предложение с союзом потому что.

Почему тает снег? потому что весной тепло

Почему поздно весной темнеет, потому что день стал длинней


Автор: Колосова Марина Ивановна

Прикреплённые файлы:

kartoteka_rechevyhh_igr.docx
( 0.02 МБ / 100 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Игры для детей, разработанные воспитателями детских садов, педагогами, психологами и логопедами.

Создать новую публикацию
Ирина Викторовна добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:12

Конспект дидактической игры для детей подготовительной к школе группе. Викторина «Конкурс знатоков!».

Цель:закрепить знания детей о жанре искусства "Скульптура".Закрепить знания о том что,скульптура бывает монументальной и малой формы.Развивать речь,осмысленно отвечать на вопросы викторины.Материал: Большой круг со стрелкой поделенный на сектора(1,2,3,….), Карточки с вопросами, карточки с фотографиями игрушек народных промыслов (Филимоновская игрушка, Каргопольская, Дымковская). Фишки по количеству участник...

Яна Николаевна добавила публикацию

30 мая 2023 в 10:46

Игры для сплочения детского коллектива


 Игра «Пересядьте все, кто…»Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря «Пересядьте все, кто любит мороженое ( плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)»Дети сначала просто играют, а затем делают...

Дарья Сергеевна Агафонова добавила публикацию

24 янв 2023 в 06:38

Артикуляционная игра для девочек

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артику...

Анна Сергеевна Сюваткина добавила публикацию

2 мар 2021 в 05:51

Дидактическая игра «Наш помощник светофор».

Пособие направлено: - на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность; - развитие познавательного интереса, речи; - формирование элементарных математических представлений; - сенсорное развитие; - развитие мелкой моторики рук; - развитие зрительного восприятия, самостоятельности. дидактическое пособие «Наш помощник светофор» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формировани...

Вера Николаевна Белая добавила публикацию

2 янв 2021 в 09:56

Консультация для педагогов "Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"

Консультация для педагогов Тема «Экологические игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников». Воспитатель МБДОУ «Ягодка»: Белая Вера Николаевна Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: -пополняется и активизируется словарь детей; -формируется правильное звукопроизношение; -развивается связная р...

Марина Ивановна Колосова добавила публикацию

7 дек 2020 в 07:49

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаря Игровое упражнение «Какой, какая, какое?» Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое. Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая. Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя. Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое. Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые. Игровое упражнение «Подбери слово» Предложить дет...

Елена Владимировна Ли добавила публикацию

3 дек 2020 в 15:28

Игры для коррекции поведения дошкольников

1. Игры с правилами (игры - соревнования).«Воробьиные драки» Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья. «Пеньки» «Пеньки» - ст...

Светлана Сергеевна добавила публикацию

30 июн 2020 в 19:18

Картотека игр «Здоровье человека» для детей дошкольного возраста.


Автор: Болмашова Светлана Сергеевна"Здоровье - это здорово!!!"Лето – время отдыха, игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения всех детей.Летние каникулы – самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребенка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивид...

Ольга Павловна Денисова добавила публикацию

20 мая 2020 в 06:14

Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе

Автор: Денисова Ольга Павловна«Работа с резинками» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: резинка, коробка 1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой р...

Олеся Олеговна Кукушкина добавила публикацию

6 апр 2020 в 19:08

Картотека Музыкально Дидактических Игр

Картотека музыкально дидактических игр для музыкальных руководителей и воспитателей.Автор: Кукушкина Олеся ОлеговнаСтупеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок опр...

Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО