Вера Николаевна Белая добавила публикацию
2 янв 2021 в 09:56
1077 / 1
Поделиться:

Консультация для педагогов "Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"

Консультация для педагогов

Тема «Экологические игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников».

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»: Белая Вера Николаевна


Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей:

-пополняется и активизируется словарь детей;

-формируется правильное звукопроизношение;

-развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.


В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

-предметные;

-настольно-печатные;

-словесные.


Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Например, «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и на индивидуальных занятиях.


Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и.пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.


Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.


В этом помогут такие игры как:

"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;

"Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Этому способствуют следующие игры:

"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;

"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;

"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систематизация животных по среде обитания;

"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.


Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Например: «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. И наиболее ярко это можно проделать на природном материале. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы: «Четвёртый лишний».


Провожу игры с природным материалом: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Разложи листья по убывающей величине». Организую эти игры во время прогулки, когда дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. При этом стараюсь пополнить словарный запас детей словами: существительными - «Назови предмет по-разному», задаю наводящие вопросы, если дети затрудняются. Глаголами: слова-действия «Что можно делать с овощами, фруктами?», «Что умеет делать кошка, собака, ветерок», Что делает щенок, если его берут на руки?»


Из-за бедного словарного запаса иногда помогаю или произношу для ребят новые слова:

Слова-определения - какими словами можно сказать про солнышко, апельсин?

Для пополнения словаря наречиями спрашиваю - как падают на землю листья во время листопада? Как вы встречаете Новогодний праздник?

Родственные слова - Какие новые слова можно образовать от слова СНЕГ. Сравнение - на что похоже солнышко? На что похож ручеёк?


В работе по развитию речи детей использую различные приёмы: точное название, объяснение, связь слова с действием: «Побегайте по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат». Описание предмета, составление загадок, рассказов.


На прогулках перед детьми раскрывается многообразие и красота окружающего мира. Дети знакомятся с различными свойствами и качествами растительного и животного мира, обогащается речь детей. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, с чем их знакомит воспитатель. А дидактические игры в ознакомлении дошкольников с природой и в развитии речи имеют особое значение.


Планируя дидактические игры, намечаю дидактическую задачу игры по мере возрастания их трудности:

1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребёнка, многообразен. Чтобы лучше в нём ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями, кустарниками.

2. Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщающим словом: «цветок» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств. Узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и называть их. Благодаря этой задаче дети ближе знакомятся с признаками и качествами предметов растительного мира.

5. Группировать предметы по внешнему признаку. Это окраска, форма. Здесь дети закрепляют знания, полученные ранее.

6. Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, животных, их изучить.

7. Находить растение или животное по описанию взрослого. Научившись делать это, ребята смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, животных, учатся мыслить абстрактно.


При организации дидактических игр с природным материалом обращаю внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль, смог высказать свои мысли и суждения. Иногда предлагаю ребёнку повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.


Делая вывод, хочу сказать, что дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и, конечно же, развития речи.


Я надеюсь, что в дальнейшем, после кропотливой работы, а продолжится она и в дальнейшем, в детских описаниях прозвучит более умелое использование словаря, дети будут применять в своих высказываниях сложные прилагательные, эпитеты меткие сравнения, красочные определения, употреблять разные части речи и т. п.


Прикреплённые файлы:

fevral_2018g_belaya_vera_nikolaevna_konsultaciya_dlya_p.docx
( 0.02 МБ / 4 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Игры для детей, разработанные воспитателями детских садов, педагогами, психологами и логопедами.

Создать новую публикацию
Ирина Викторовна добавила публикацию

26 июн 2023 в 07:12

Конспект дидактической игры для детей подготовительной к школе группе. Викторина «Конкурс знатоков!».

Цель:закрепить знания детей о жанре искусства "Скульптура".Закрепить знания о том что,скульптура бывает монументальной и малой формы.Развивать речь,осмысленно отвечать на вопросы викторины.Материал: Большой круг со стрелкой поделенный на сектора(1,2,3,….), Карточки с вопросами, карточки с фотографиями игрушек народных промыслов (Филимоновская игрушка, Каргопольская, Дымковская). Фишки по количеству участник...

Яна Николаевна добавила публикацию

30 мая 2023 в 10:46

Игры для сплочения детского коллектива


 Игра «Пересядьте все, кто…»Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря «Пересядьте все, кто любит мороженое ( плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)»Дети сначала просто играют, а затем делают...

Дарья Сергеевна Агафонова добавила публикацию

24 янв 2023 в 06:38

Артикуляционная игра для девочек

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артику...

Анна Сергеевна Сюваткина добавила публикацию

2 мар 2021 в 05:51

Дидактическая игра «Наш помощник светофор».

Пособие направлено: - на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность; - развитие познавательного интереса, речи; - формирование элементарных математических представлений; - сенсорное развитие; - развитие мелкой моторики рук; - развитие зрительного восприятия, самостоятельности. дидактическое пособие «Наш помощник светофор» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формировани...

Вера Николаевна Белая добавила публикацию

2 янв 2021 в 09:56

Консультация для педагогов "Экологические игры, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников"

Консультация для педагогов Тема «Экологические игры и упражнения, способствующие обогащению словарного запаса дошкольников». Воспитатель МБДОУ «Ягодка»: Белая Вера Николаевна Экологическая дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: -пополняется и активизируется словарь детей; -формируется правильное звукопроизношение; -развивается связная р...

Марина Ивановна Колосова добавила публикацию

7 дек 2020 в 07:49

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаря Игровое упражнение «Какой, какая, какое?» Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое. Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая. Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя. Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое. Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые. Игровое упражнение «Подбери слово» Предложить дет...

Елена Владимировна Ли добавила публикацию

3 дек 2020 в 15:28

Игры для коррекции поведения дошкольников

1. Игры с правилами (игры - соревнования).«Воробьиные драки» Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья. «Пеньки» «Пеньки» - ст...

Светлана Сергеевна добавила публикацию

30 июн 2020 в 19:18

Картотека игр «Здоровье человека» для детей дошкольного возраста.


Автор: Болмашова Светлана Сергеевна"Здоровье - это здорово!!!"Лето – время отдыха, игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения всех детей.Летние каникулы – самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребенка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивид...

Ольга Павловна Денисова добавила публикацию

20 мая 2020 в 06:14

Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе

Автор: Денисова Ольга Павловна«Работа с резинками» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: резинка, коробка 1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой р...

Олеся Олеговна Кукушкина добавила публикацию

6 апр 2020 в 19:08

Картотека Музыкально Дидактических Игр

Картотека музыкально дидактических игр для музыкальных руководителей и воспитателей.Автор: Кукушкина Олеся ОлеговнаСтупеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок опр...

Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО