Тип занятия: интегрированное занятие
Цель занятия: расширить представление детей о государственном празднике «День народного единства» и истории его возникновения.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
- повторить современную символику России;
- закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами; кисточкой и клеем;
- воспитывать навыки коллективной работы;
- развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.
Планируемые результаты:
- совершенствование уровня знаний детей о своей стране;
- формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину;
- выполнение коллективной аппликации ко «Дню народного единства».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Основные термины, понятия:
Народ, единение, подвиги, празднование, Русь, русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты,
Оборудование:
Ватман, на котором изображен земной шар; ножницы; кисточки; клей; салфетки; флаг России; магнитная доска; аудиозапись гимна России, «Солнечный круг»; портреты К. Минина и Д. Пожарского; картинка с изображением памятника Минину и Пожарскому; картинка с изображением разных народов России; картинка герба и флага России.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихотворений о Родине, о символах России; беседы о России, о населяющих её народах, о «Дне народного единства»; рассматривание иллюстраций.
План занятия:
1. Вводная часть.
1.1.Организационный момент.
2. Основная часть.
1. Беседа о празднике «День народного единства»
2. Историческое путешествие в прошлое России.
3. Зрительная гимнастика.
4. Чтение стихотворения воспитателем.
5. Беседа о России.
6. Чтение стихотворений детьми о символах России.
7. Слушание отрывка гимна России.
8. Беседа по прослушиванию гимна России.
9. Физкультурная минутка.
10. Объяснение воспитателя к выполнению аппликации «Руки дружбы».
11. Пальчиковая гимнастика.
12. Выполнение детьми коллективной аппликации.
3. Заключительная часть.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, где их встречает воспитатель:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети рассаживаются за столы.
2. Основная часть.
Беседа.
Воспитатель: Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги и придумывал праздники.
Вот и 4 ноября вся наша страна отмечала праздник, который называется «День Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
Воспитатель:
- Дети, а вы хотите узнать, с чего началось празднование «Дня Народного Единства?»
Дети:
- Да.
Историческое путешествие в прошлое России.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие в прошлое нашей России.
Раньше Россия называлась великим словом Русь.
Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена.
Польские враги хотели завоевать нашу Родину.
Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (на доску вывешиваю портреты К. Минина и Д. Пожарского).
Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!».
После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага.
В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». (показываю картинку с изображением памятника Минину и Пожарскому)
Зрительная гимнастика:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Чтение стихотворения воспитателем
С историей не спорят,
С историей живут.
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Единство государства,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой.
И Русь освобождает
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
Сегодня «День Единства»
Мы празднуем с тобой. (Н. Майданик)
Беседа.
Воспитатель: Ребята мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина. (показываю картинку с изображением разных народов России)
Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т. д.
Воспитатель: Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная - протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины?
Дети: Да, это Москва.
Воспитатель: Ребята, а как называется область, в которой мы с вами живем?
Дети: Вологодская область.
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим символику России.
Воспитатель: Посмотрите и назовите символы России. (Дети называют и читают стихи), (картинка герба и флага России)
Чтение стихотворений детьми
Герб
Ребёнок 1:
Герб страны - орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
Для народов всей России
Наше символы важны.
Ребёнок 2:
Флаг
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет. (В. Степанов.)
Воспитатель: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.
Давайте же и мы послушаем торжественный гимн нашей России!
Слушание отрывка гимна России.
Беседа по прослушиванию гимна России.
Воспитатель: Ребята, скажите какой характер у гимна?
Дети: величественный, торжественный, который прославляет нашу страну.
Физкультурная минутка.
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
Объяснение воспитателя к выполнению аппликации «Руки дружбы».
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы сделаем своими руками аппликацию «Руки дружбы». У вас на столах лежат листы цветной бумаги (красные, синие и белые). Я приготовила ватман, внутри которого изображен наш земной шар. Вам нужно будет обвести свои ладошки из цветных листов, вырезать их и расположить их рядом друг с другом вокруг макета земного шара, как будто они крепко держатся за руки. Только сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: "Дружные ребята"
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
Выполнение коллективной аппликации детьми под руководством воспитателя.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, посмотрите, какая дружная наша страна получилась. Мы своими ладошками символизируем мир и дружбу со всеми народами. (Рассматривание выполненной работы).
Воспитатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты, которые вам наиболее всего понравились и запомнились в нашем занятии.
Ответы детей.
Воспитатель: На этом наше с вами занятие окончено. (Играет песня «Солнечный круг»).
Автор: Казачёнок Мария Викторовна