Сергиенко Н.Д., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №23 «Голубок»
г.Междуреченск
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе на тему
«Лесные друзья в беде»
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Цель: Формирование у воспитанников навыков организации здорового и безопасного образа жизни.
Программное содержание.
Обучающие задачи : Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, умение узнавать и называть их. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила.
Развивающие задачи: Развивать речевую активность, наблюдательность, смекалку, память, зрительное и слуховое восприятие.
Развивать познавательные интересы и словесно — логическое мышление у детей.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание.
Воспитательные задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к природе, бережное отношение к животным.
Создавать условия для воспитания чувства коллективизма, желания взаимодействовать в совместной деятельности.
Формировать у воспитанников навыки организации здорового и безопасного образа жизни.
Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, парами, самостоятельная деятельность.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, индивидуальная работа.
Материал и оборудование: письмо, платок, разрезные картинки-пазлы, доска, изображения животных, карточки «Чьи следы?», картинки, доска.
Ход НОД
I. Вводная часть
Все собрались?
Все здоровы?
Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку.
Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку)
Вместе все в веселый круг! (строят круг)
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень —
Всем «Привет» и «Добрый день».
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришло письмо, ой это от зайчика!
Послушайте его внимательно!
«Дорогие ребята, здравствуйте! В лесу произошла беда! Злая Пурга заколдовала всех лесных зверей! Они пропали. Сорока рассказала мне, что в вашей группе живут маленькие волшебники, которые умеют творить чудеса. Помогите им, пожалуйста. Если вы выполните все задания, звери снова появятся в лесу!
Зайка — Попрыгайка».
Воспитатель: Что будем делать? Поможем лесным зверям?
II. Основная часть
Воспитатель: Ну что, отправляемся помогать лесным зверям. А для начала давайте поиграем с язычком.
Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка», «Чистим зубки», «Грибок».
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, заяц назвал нас волшебниками, и в путешествие я предлагаю отправиться на чем – то необыкновенном. Мне очень хочется полететь на воздушном шаре. Чтобы нам взлететь, нужно шар наполнить воздухом.
Дыхательная гимнастика. Сделали глубокий вдох и выдох
(За края по кругу дети берут ткань, подбрасывают и дуют 2 раза)
Шар воздушный, нам помоги
В волшебный лес ты нас отнеси.
Воспитатель: Мне кажется, чтобы помочь Зайке, мы должны знать все о тех, кого надо найти. А для этого я предлагаю поиграть в игру «Найди правильный ответ».
Я вам буду задавать вопросы и на каждый давать 3 ответа. Вы должны определить правильный ответ и сказать мне его.
Кто живет в лесу?
1.Акулы
2.Дикие животные
3.Космонавты
Как человек помогает диким животным
1.Одевает
2.Подкармливает
3.Обувает
Что меняет заяц каждую зиму?
1.Шубку
2.Копыта
3.Квартиру
В какой сказке встречаются дикие животные?
1.Цветик – семицветик
2.Зимовье зверей
3.«Пузырь, соломинка и лапоть»
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Послушайте стихотворение.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель : Ребята, замрите, не шевелитесь, можно двигать только глазами. Над нами плывут белые облака, и мы за ними понаблюдаем.
Гимнастика для глаз и опорно-двигательного аппарата
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись,
Руку правую вперед, ногу левую назад,
А теперь остановись и немножко покружись.
А теперь мы их откроем, вверх на облака посмотрим.
Посмотрите вниз как снегом, налево, какие необычные деревья и направо посмотрите какие красивые ели. Поверните голову вправо, посмотрите вниз. Поверните голову влево.
Воспитатель: Вот так с помощью чудес мы попали в дивный лес!
В лесу действительно не видно зверей, давайте постараемся их найти.
Игра «Собери пазлы» (белка, кабан, лось, ёж, волк). (Работа в парах)
Воспитатель: Но мне кажется, что это не все жители леса. Многих от нас Пурга еще где-то прячет. Давайте попытаемся и их найти.
Проходим за столы, садимся перед доской.(спрятались животные на доске)
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь) (в правом верхнем углу)
Колобок – не сказочный,
Колобок – загадочный.
Очень он похож на елку,
Только серые иголки.
(Ежик) (в левом нижнем углу)
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(Заяц) (в центре)
У кого из зверей
хвост пушистей и длинней?
(Лисица) (в левом верхнем углу)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит … молчком,
Уши серые — торчком.
(Волк) (в правом нижнем углу)
Воспитатель: Но что-то в лесу никого пока не видно. А мы с вами кто? (Волшебники). Поэтому я предлагаю поселить в лесу и волшебных зверей. Давайте хорошо разотрем ладошки и совершим чудо.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора-надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей,корней,коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом (удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло уютно в нем.
Воспитатель: А теперь следующее задание, которое будем выполнять за столами. Возьмите себе изображения животных, как услышите название животного, выкладывайте его перед собой.
Игра «Веселая сказка».
Слушайте сказку: «Жил был Заяц. Как то утром выглянул он в окно и увидел, что на улице замечательная погода! Солнышко светило и ему захотелось пойти погулять. Вышел он на улицу и увидел своего друга Бельчонка. Они пошли на полянку. Там они играли в прятки. Им было так весело, что они не заметили, как к ним пришла Лиса, а за ней Кабан, потом подошёл Ёжик. Самый последний пришёл Лось. Они стали играть все вместе.
Играли долго до самого вечера. Стало совсем темно. Пора домой! Первый ушел заяц, потом убежал еж, потом убежала лиса».
Ребята, кто остался на полянке? Сколько картинок у вас осталось?
Игра «Кто где живёт?»
Воспитатель: Ребята а вы знаете где в лесу живут звери?
Как называется жилище белки-дупло
Жилище медведя - берлоге
Жилище лисы- в норе
Жилище волка- логово (на поверхности земли)
А жилище зайца ?-(у зайца нет дома, он прячется в ямке, которую делает под корнями деревьев или кустами)
Жилище лося? У лося тоже нет дома. На ночь лоси возвращаются на место, которую они сильно вытапливают. Она называется
Воспитатель: Мне кажется, мы немного замерзли. Давайте попытаемся согреться на морозе.
Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».
Да – да – да, (потереть ладошки друг о друга).
Наступили холода.
Да – да – да, (мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз).
Превратилась в лед вода.
Ду – ду – ду, (указательными пальцами помассировать крылья носа).
Поскользнусь я на льду.
Ди – ди – ди, (хлопки в ладоши).
Ну, заяц, погоди! (растереть ладонями уши).
Ду – ду – ду, я на лыжах иду.
Ды – ды – ды, (приставить ладони ко лбу «козырьком»)
На снегу есть следы, (и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба).
Ду – ду – ду, я по ним тебя найду (погрозить пальцем).
Работа с карточками «Найди, чьи следы»
Воспитатель: Раз мы уже с вами заговорили про следы, то я думаю, что именно следы нам и помогут. Возьмите любую карточки и соедините животного и его след.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и звери появились.
Воспитатель: Ребята, расскажите, глядя на картинки, как нужно правильно вести себя в лесу, а главное безопасно? Не навредить животным, живущим в лесу. –Ответы детей….
МОЛОДЦЫ!!!
Воспитатель: А нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки.
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.
Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
III. Заключительная часть . Рефлексия:
Воспитатель: Ветер подхватил снежинку и закружил ее. А мы с вами вернулись в детский сад.
Сегодня мы с вами побывали в волшебном лесу. Мы помогли животным – расколдовали их. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями.
Где мы сегодня с вами были?
Кому помогали?
Как помогали?