Светлана Алексеевна Дубская добавила публикацию
13 ноя 2020 в 13:18
1607 / 1
Поделиться:

Тренинг Арт-терапевтический. Песочная терапия.

Тренинг Арт-терапевтический. Песочная терапия.

Цели: знакомство с песочной терапией;

развитие фантазии и творческого воображения;

снятие стрессового зажима и эмоционального напряжения;

установление психологического комфорта и положительного эмоционального состояния.

Автор: Дубская Светлана Алексеевна


1 часть. Вводная. 5 минут.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы продолжаем знакомство с АРТ-терапией, к ней также относится и песочная терапия.

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках.


Через свои ощущения, через прикосновение рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Благодаря, песку даже взрослые на какое-то время превращаются в детей и погружаются в свое детство и становятся красивыми и добрыми детьми. Благодаря песку мы можем прожить не только свои обиды, страхи и переживания. В песочной терапии можно превратить обиду, грустную и некрасивую в высокую прекрасную благодарность.

НАЧНЕМ. Пожалуйста освободитесь от всех мыслей, конечно же мы не можем освободиться от всего потока наших мыслей в голове. Но мы можем выключить взрослую тётю.


1 упражнение. Знакомство с манкой.

Сейчас мы с вами познакомимся с мотивационной техникой, которая вызывает доверие и интерес к песку. Сегодня мы будем работать с манкой на листе бумаги.

Сегодня нужно будет придерживаться одному правилу работы с манкой: слушаем меня и пока я не скажу, что стираем узор и убираем манку, вы этого не делаете.

Высыпайте манку из стакана и потрогайте манку пальчиками легкими прикосновениями.

Что Вы чувствуете? Какие Вам приходят ассоциации? (Море, пляж, детство…)

Попробуйте закрыть глаза и ещё раз потрогать. Добавились ощущения?

Сделайте из вашей кучки манки максимально высокую горку. Отлично.


ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМ ДОЖДЕМ. Есть 3 песочных дождя.

Смотрим. Допустим это песок, ладонь, маленький или низкий дождик, поднимаем выше кулак, будет средний дождь и еще выше – это высокий дождь или ливень.

Поднимайте повыше руки, не бойтесь рассыпать, ничего страшного не произойдет, если Ваш сосед будет в манке.

Набираем в руку манки попробовали маленький, средний и высокий дождь. И отследите какой дождь Вам самый интересный. Создаем песочный дождь и следим какой дождь соответствует вашему сегодняшнему состоянию.

Мы сейчас знакомимся с манкой и исследуем её возможности.

Из кучки Вашего дождя создайте блинчик.

Блинчик толщиной в мизинчик, ровный, желательно круглый.

Двумя указательными пальчиками одновременно рисуем два круга.

Получилось?.. Стираем.

Сейчас нарисуйте две луны одновременно.

Получилось?.. Стираем.

Оставьте пожалуйста 2 отпечатка ладошек.

Получилось?.. Стираем.

Сейчас сделайте пожалуйста Ваш индивидуальный росчерк, что-то типа подписи.

Именно ВАШ.


Далее познакомимся с полушарным рисованием.

Мотивационно-развивающие упражнения.

В чем смысл: вы набираете манку двумя руками, таким образом, чтобы она сыпалась из кулака.

Задание будет такое. Нарисуйте двумя руками одновременно 2 круга, одинаковых. Получатся одинаковые, вы просто супер здоровы!!! Но у большинства круги получаются разными. Здесь мы говорим о балансе правого и левого полушария.

Круги должны быть четкими и круглыми, овальные не пойдут, у нас сейчас не пасха, тема яиц не пройдет.

Собираем круги в кучку.

Внимание!!! Рисуем два одинаковых глаза. Получилось?

Посмотрим в глаза соседа, теперь одновременно нарисуйте глаза соседа. Красивые?

Собираем глаза в кучу.

Нарисуйте, пожалуйста, 2 одинаковых цветка. Двумя руками одновременно. Рисуйте четкие цветы, опыт у Вас уже есть.

Проверка на креативность, если Вы нарисовали розы, ромашки, тюльпаны вы стандарт, те, кто нарисовал, что-то другое имеют шансы на креативность.

Продолжаем!!! Двумя безымянными пальцами прорисуйте контур цветов одновременно.

Полюбовались? Сотрите!!!

Нарисуйте, пожалуйста, 2 других разных цветка одновременно.

Рисуем кулачками, а прорисовываем пальцами, сейчас средними пальцами.

Вы понимаете, что в голове происходит, руки рисуют одновременно, но по-разному, но при этом оба полушария работают.

Вы поняли, что на песке можете многое. Здесь даже, если вы не умеете рисовать получаются красивые рисунки.

Это очень красиво!!!!

Собираем в кучу ваши цветы.

Создайте блин, круглый, ровный четкий и толщиной в мизинчик!

Сейчас пользуясь только двумя мизинчиками распишите вашу тарелку, здесь можно выходить за грани. Ваша задача рисовать двумя пальчиками одновременно. Распишите Вашу тарелку очень красивым узором, сделайте себе приятное. Вы чувствуете, как меняется отношение к манке, вы уже не взрослые, но еще как бы не дети. Это очень интересно. Формируется мотивация, интерес к манке.

Сейчас из тарелки сделайте квадрат, кто в реальной жизни сделает, а у нас получится.

Равный квадрат, толщиной в мизинчик.

В квадрате используя только отпечатки пальцев создайте образ животного, которое вас сейчас посещает. Он должен быть узнаваемым и понятным. Спросите у соседа, что вы создали? Угадали животных?

Двумя руками одновременно нарисуйте дом в котором мне хорошо!

И затем большими пальцами прорисуйте контуры.

Скажите сейчас одним словом, что сейчас в эмоциях после мотивационной игры?

Что в состоянии?

Есть ощущение перезагрузки?

Это когда мы обнулились, сбросили балласт, а всё нужное осталось с вами.

Играем дальше. Сейчас будете работать в парах.

Ваша задача вместе с партнером придумать 5 оригинальных способов перемещения песочных масс. Например, я свою крупу буду передавать вот так чух-чух, а я буду вот так передвигать свой песок. А я буду вот так, одним пальчиком и т.д.

Каждый из вас должен придумать по 5 оригинальных способов перемещения песочных масс. Кто не может придумать 5 приседаний!!!! Поворачиваемся к своим парам и по очереди говорим способ перемещения. В парах можно такое изобрести!!!

Следующее упражнение тоже в парах. Зарывание частей кисти.

Например, я вот так зарою и показываем; я вот так только ногти и т.д. Задача придумать каждому по 3 способа зарывания частей кисти.

Идея понятна? Поехали!!!


Следующие упражнение «Действие по образцу».

Один ведущий, другой ведомый. Один что-то делает, другой четко за ним повторяет без искажений. Сделали полминутки – поменялись!!! Поехали, один ведущий, другой ведомый!!!

Следующие упражнение «Противоположное действие».

Это упражнение очень хорошо делать, когда есть что-то не высказанное. Здесь нужно креативить!!! Действуем молча 2 минуты!!! Если партнер прибивает манку, другой поднимает, если ускоряется другой замедляется, рисует круги другой линии. Постоянно нужно что-то придумывать, здесь здоровая конкуренция, где мотивация формируется у обоих. Потом поменяемся. Наблюдайте за партнером, изобретайте, ищите разные действия, удивите его, ловите любые детали.

Начали!!! Внимание, СТОП!!!! Поменялись!

И в обратную сторону у вас так же 2 минутки. Поехали!!!

Как в этот момент жить то хочется. Осень хорошо включает, оживляет, вводит в контакт.


Следующие упражнение «Пальчиковые походы»

Делаем круг из манки. Выбираем 3 игрушки для своего партнера и показываем ему их, что бы потом на ощупь мог определить. Далее партнер закрывает глаза, и я эти игрушки размещаю в разных местах этого круга.

Инна отправляется в пальчиковый поход, серьезный взрослый пальчиковый поход.

Есть правила пальчикового похода: нужно двигаться мелкими шагами, микро шагами и её задача вслепую исследовать всё поле и желательно быстрее найти игрушки. Бывает так, что ходит по кругу и не может найти игрушку, не чувствует!!! Скорее всего в жизни есть что-то, что ты ищешь, это может быть совсем рядом, но ты ходишь и чего-то не хватает. Почему пальцы ходят именно так?

Сначала дайте подержать игрушки, потрогать, других не будет, все по-честному!

Я размещаю игрушки где-то, беру руку человека два пальца и ставлю к манке, делаю вход и раз, два, три начало игры!!!

И задача исследуя, найти! Отправилась Инна в сколько-то лет в свой пальчиковый поход, серьезное дело скажу я вам!!! И такое ощущение этот круг безразмерный.

Огромный исследовательский интерес активируется. Первый нашла, ура!!! Супер!!!

Можно записывать на видео и дать это посмотреть. Некоторые люди ходят вперед-назад, вперед-назад тупо по одному маршруту. И потом можно поразмышлять об этом. Иногда ходит совсем рядом, но никак не найдет. Обычно находит до минуты, но бывает и дольше. Что ты сейчас чувствуешь? (Где эта гадкая игрушка…)

Это все похоже на нашу жизнь. Нам кажется, что наша логика железобетонная. Идея понятна, да? Что упражнение решает: во-первых, интерес исследовательский, развитие мелкой моторике, тактильные ощущения, чувство пространство, стратегии работы, переключение внимания!!!

Ура!!! Все нашли!!! Что нужно взрослой тёте для счастья, найти 3 игрушки. Вот она радость! Не важно, что ты делаешь, а важно в каком состоянии ты делаешь!!!

Далее убираем манку и будем работать с цветной манкой.

Работать будем так же в парах, но лист будет меньше. Партнерство. Где встречается?

1. Супруги, 2. Коллеги, 3. Свекровь, родственники, 4. Дети и родители, 5. Друзья

Посмотрите на те цвета манки, которые есть у вас на столе. Выберете тот цвет, который ассоциируется сейчас с вами. Выберите тот цвет, который Вам нравится, вдохновляет Вас. Возьмите небольшое количество и насыпьте на лист, справа, слева, посередине, где хочется. Что бы получилось взаимодействие, должны быть разные цвета, если у одного красный, то у другого красный быть не может. Можно объединиться в тройку, если не хватает пары. Берем жменьку и насыпаем кучкой. Задача каждого проявить себя!!!

Что сейчас будет происходить? Это этап ГРАНИЦЫ.

Мы встречаемся первый раз и условно, а кто-то и прямо в глаза заявляет о своих границах. У меня такие-то границы со мной себя вести так-то. Мы говорим кто я. Таким образом, заполняя пространство о себе!!!!

Что сейчас будет происходить? У Вас будет ровно 2 минуты для взаимодействия без слов, это очень важный момент, БЕЗ СЛОВ!!! Вы начинаете разными пальчиками, ваша задача проявиться и отстоять свои границы или обозначить свои границы. Вы почувствуете вот с этим партнером надо отстаивать или с этим партнером нужно просто проявить себя и этого достаточно.

Ваша задача взаимодействовать!!! Какой-то партнер будет смелее и пойдет в вашу зону, какой-то моя хатка с краю я тут себе живу и не скучаю!!!

Раз, два, три начинаем взаимодействовать, молча без слов!!!

Наблюдаем за тем, как проявляетесь вы и как проявляется Ваш партнёр. Задача обозначить себя само выразиться таки. Вы не скромняшка, но Вы и не такой человек, который идет по голове. Задача, рассказать о себе, оформить свои границы. И наблюдая за тем что сейчас происходит, что у Вас в чувствах, хочется ли Вам контакта с партнером.

Например…посмотреть есть ли четкие границы или границы условные, зашли ли на половину листа партнера.

Скажите, пожалуйста, когда Вы сейчас обозначили свои границы, какое чувство Вы испытали? (Собственность, страх или азарт, может заигрывание, волнение, интерес, агрессия). На сколько похоже это как мы ведем себя с незнакомыми людьми?


Следующий этап. Контакт.

Сейчас, сохраняя тот рисунок, который у вас есть, исходя из той позиции, что у Вас есть, нам необходимо с партнером войти в контакт, но в такой контакт, который не будет вызывать напряжения у Вас и не будет вызывать напряжение у партнера. Задача войти в безопасный контакт. Следите, пожалуйста, за реакцией друг друга.

Давайте попробуем так же без слов 2 минуты.

Сейчас будьте настолько внимательны, что бы не зайти туда, где человеку не хорошо.

Сейчас у Вас есть 2 минуты на обсуждение, как Вам работалось и ответить на 2 вопроса: 1. Что я боялась больше всего? 2. Что мне понравилось в этом этапе?

Отлично!!! Очистите лист, уберите манку.


Следующий этап.

Выберите новый цвет. Насыпьте горстку манки. Наверное нет среди нас таких, которые никогда не испытывали гнева и раздражения. Конечно мы все с Вами будем стремиться к тому чтобы жить без гнева, но большую часть наших отношений с партнёрами мужьями, коллегами, руководителями, детьми, подчинёнными так или иначе существует раздражение, гнев, недовольство.

Сейчас у Вас будет интересное задание, Вам необходимо выразить партнеру максимально в приемлемой форме, без слов, через манку гнев, раздражение, недовольство. Задача будет не хлопать дверью, а высказаться поискать компромисс, но не хлопать дверьми.

Задача высказаться, быть услышанным и услышать другого человека, но при этом задача четкая, что бы партнер Вас понял!!!


ЭТАП высказывание. Пробуем. 2 минуты без слов.

Напоминаю высказать гнев, недовольство, раздражение, меня так не устраивает, я так не хочу, мне так не комфортно, мне так не удобно, мне так не красиво. Т.е. нужно и выразить, но при этом сохранить самоуважение, что бы после того как вы выразили гнев, вы себя чувствовали хорошим человеком, важно поговорить.

Когда люди разговаривают они в контакте, нужно переходить на другую половину, выяснение отношений это столкновение мнений, проявляйте настойчивость, усердие, уважение и обращайте внимание, что есть пары, где оба одновременно разговаривают, а есть пары, где один высказался, затем другой.

Поразмышляйте о чём это для Вас, как это про Вас.

И что означает, когда я выражаю своё недовольство или какую-то свою претензию.

Что означает быть при этом в состоянии уважения к другому человеку и сейчас мы завершаем и переходим к следующему этапу.


Следующий Этап. Компромисс.

Сейчас надо подружиться, слиться в творческом союзе, найти наилучшие применения всем своим цветам, создать необыкновенную красоту. Важно чтобы участвовали оба. Не спешите!!! Вот сейчас важно создать нечто потрясающее. Сейчас задача подружиться. Задача найти компромисс. Высший уровень партнерства, это когда, мы вместе с кем-то создаем благо для других людей.


Если чувствуете, что хочется добавить манки, можно это сделать. Это должно быть красиво. Должно быть создано Вами двумя. Следите за выражением лица Вашего партнера, иногда на нём написано всё, что он думает по поводу происходящего. И всё время тестируйте себя на состояние, если Ваше сердце раскрывается, Вы делаете правильно. Найдите сейчас радость в партнерстве. Это должно быть очень красиво!!! В Вашем восприятии красиво.

Сейчас есть несколько минут поговорить, что было на конфликта и что есть сейчас и как это отражает Вас в тот момент, когда вы со своими реальными партнерами в жизни конфликтуете, выражаете недовольство и когда вы проявляете попытку помириться. Время на поговорить в парах 3 минуты, пожалуйста.


Давайте подведём итог, общий для всех. Все себя узнали в манке, такие Вы в жизни. Какие у Вас чувства после работы с манкой.


Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, психотерапевтические и социально-психологические

Создать новую публикацию
Светлана Николаевна Земерова добавила публикацию

13 окт 2021 в 10:47

Система актерского мастерства Михаила Чехова

Актерская система Михаила Чехова – это уникальная, востребованная во всем мире актерская техника, способ пробуждения творческий энергии. Это система упражнений, главной задачей которых является осознание и освобождение собственной индивидуальности – используя при этом главным образом не мозг, а воображение, интуицию и образное мышление. В Советском Союзе Метод был строжайше запрещен, именно по этому его сч...

Светлана Алексеевна Дубская добавила публикацию

13 ноя 2020 в 13:18

Тренинг Арт-терапевтический. Песочная терапия.

Тренинг Арт-терапевтический. Песочная терапия. Цели: знакомство с песочной терапией; развитие фантазии и творческого воображения; снятие стрессового зажима и эмоционального напряжения; установление психологического комфорта и положительного эмоционального состояния. Автор: Дубская Светлана Алексеевна1 часть. Вводная. 5 минут. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы продолжаем знакомство с АРТ-терапией, ...

Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО