21 июн 2020 в 07:13
956 / 2
Поделиться:

Конспект ООД по художественно - эстетическому воспитанию в подготовительной группе “Путешествие по Дагестану”

Автор – составитель

Мирзамагомедова Д .К

Воспитатель МБДОУ № 12 «Теремок »

Цель: Познакомить детей с традиционным народным промыслом воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о республике, жизни людей в республике. Воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям республики. Продолжать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Дагестана: ручное ковроткачество, ювелирные изделия, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом.

Дидактические задачи: Обобщить представление детей о своей республике, ее городах и селениях. Поддерживать чувство любви к родным местам

Игровая задача: Выбрать из предложенных картинок тот вид транспорта, на котором удобнее всего прибыть в город или селение. Настроить детей на работу в “творческих мастерских” народных умельцев. Вызвать у детей интерес и создать праздничное настроение к проведению игры-путешествия по Дагестану.

Игровые действия:

Правила игры.

Найти на карте Дагестана, пункты своего путешествия, выбрать удобный вид транспорта.

Оборудование: Карта Дагестана, тематическое панно с изображением природы Дагестана, на которой отмечены определенными символами аулы и города, центры различных художественных промыслов.

Например.

г. Дербент, с. Хив, с. Микарах, с. Хучни и др. – ковры с. Кубачи, Гоцатль – ювелирные изделия. С. Балхар – кувшины глиняные. С. Унцукуль- декоративная ваза с насечкой. Оформить выставку с экспозицией из предметов народных мастеров, а также фотографий репродукций.

Оборудование для детей:

Бумага, картон, глина, ткань, пряжа, фольга, кисти, краски, клей, ножницы, сетки, трафареты, баночки с водой, тряпочка, гончарный круг, подкладочная доска, станок для ткачества и т. д.

Содержание

В зале, где и планируется провести праздник, посвященный народному искусству. Здесь подготовлены места для юных мастеров, оформлены уголки, имеются соответствующие материалы для работы, центром экспозиции оформление зала является символическая карта Дагестана с указанием центров народных промыслов.

Обратить внимание детей в карте Дагестана, с которой они уже знакомы, уточнить название городов и селений, в которых они побывали в гостях.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Сегодня дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

Чтобы совершить это путешествие нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети: - Да!

(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)

Воспитатель:

- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети: - В селении Балхар.

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар.А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети: - с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети,откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети: Да

!Воспитатель:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет». (Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

- Это древний город Дербент. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(предложить детям, экспозицию выставки, репродукцией ковров, которая организованна в зале. Дети рассматривают выставку).

Экскурсовод:

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из которого мастерила, изготавливают ковры.

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Экскурсовод:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана: что цветет в горах. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Ребенок:

- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Экскурсовод:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Ребенок:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)

Ведущий:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».

Ребенок:

«Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок

Завязала узелок.

Завязала два узла

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)

По окончании музыки предложить детям заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Экскурсовод:

(девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку,и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок: - В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Ребенок: - Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Ребенок: - Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Экскурсовод: - Для чего служат кувшины, игрушки?

Ребенок: - Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Ребенок: - Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Экскурсовод: - Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок: - Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

Ребенок: - Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий: - Высако в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер – самолет и полетели. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

Экскурсовод:

- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Ребенок: - Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ; чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Ребенок: - Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов, в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Ребенок: - С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Ребенок: - Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Ребенок: - Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок: - Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

Песня молодых кубачинцев

В путь – дорогу, молодцы,

Отправляться нам пора.

Молоточки и резцы,

Как всегда, возьмем с собой.

До чужих добравших мест

Пустим молоточки в ход,

Вспоминая про невест,

Что остались в Кубачи.

Персиянкам золотых

Мы наделаем колец

И стамбульских мастерских

Не один скуем браслет.

Нам дойти не мудрено

До французских городов.

Мы в Париже не одно

Ожерелье смастерим.

Молоды у нас сердца,

И на весь прославлен свет

Почерк тонкого резца

Кубачинских мастеров.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка:

Экскурсовод:

- Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий: - из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок: - Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы и т. д.

Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий :- какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок: - Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор. Рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок: - Самое главное руки унцукульца, его высокий художественный вкус.

Ведущий: - Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором: -Спасибо!

Экскурсовод: - Приезжайте к нам еще.

Песня «Приезжайте в Дагестан»

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое – то время стать народным умельцом, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».

Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.

Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.

(Дети, по желанию выбирают себе «мастерскую», и приступают к работе. Воспитатель, при необходимости оказывает помощь детям.


1

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Методические рекомендации и разработки

Создать новую публикацию
Оксана Юрьевна Цивилева добавила публикацию

18 окт 2023 в 16:51

"Роль игр в речевом развитии дошкольников с ОВЗ"

Цивилева О.Ю., Учитель – дефектолог МАДОУ «Лукоморье» «Роль игр в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ». Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. У детей выявляется вс...

Елена Викторовна Усова добавила публикацию

27 июн 2023 в 08:35

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным городом

Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом, городом, ближайшим окружением. оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём...

Юлия Юрьевна Голобокова добавила публикацию

8 апр 2023 в 06:18

Квест-игра по ПДД «Тропа безопасности»

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Задачи: Обучающие: Формировать у воспитанников навыков безопасного поведение на улицах и дорогах; закрепить знания детей среднего дошкольного возраста о правилах дорожного движения; повторить и закрепить правила дорожного движения; научить воспитанников ориентироваться в различных дорожных ситу...

Ольга Михайловна Буланенкова добавила публикацию

9 мар 2023 в 06:15

Педагогический проект "Народные традиции и культура"

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек. Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни, когда резко снизилась роль значения таких понятий, как патриотизм, чувство национальной гордости.Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизн...

Т. Н. Мингазова добавила публикацию

24 ноя 2022 в 13:56

Краткосрочный проект по здоровьесбережению «Мы здоровье сбережём» для детей старшей группы

Пояснительная записка В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, ст...

К. Ю. Анзенова добавила публикацию

23 сен 2022 в 12:08

Проект "Наше лето"

Для того чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для летней деятельности на территории детского сада в интеграции со всеми образовательнымиобластями. Необходимо создать условия для проявления познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использование полученных знан...

Ольга Михайловна Буланенкова добавила публикацию

25 авг 2022 в 13:13

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный квиллинг» филигранное бумагокручение

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочный квиллинг» разработана в соответствии с Федеральным закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации ре...

Анастасия Сергеевна Аленычева добавила публикацию

16 мая 2022 в 14:12

Развитие речи в 4-5 лет

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче. 2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов. 4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. 5. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия...

ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА добавила публикацию

18 апр 2022 в 12:47

Конспект НОД "Люби и знай свой Красноярский край"

Конспект НОД «Люби и знай свой Красноярский край» для подготовительной группы детского садавоспитатель МБДОУ № 265 Иванова Т.А.Цель: Расширять кругозор дошкольников о родном крае, его географическом положении, символике, достопримечательностях, поддерживать познавательный интерес к истории родного края. Задачи: Образовательная: - формировать умение самостоятельно объединятся в группы, выполнять поставленную...

Светлана Петровна Кучумова добавила публикацию

17 апр 2022 в 06:00

Спортивный праздник "Космическое путешествие"


Космическая тема всегда была интересна для детей. Сильные и смелые люди - космонавты, загадочность планет, возможность жизни других цивилизаций на этих планетах волнуют и увлекают подрастающее поколение.В нашем детском саду прошел спортивный праздник "Космическое путешествие". Воспитанники "посетили" несколько планет, встретили "инопланетян". Но особенно им понравилось "примерять" скафандр, представлять се...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО