21 июн 2020 в 07:13
1126 / 1
Поделиться:

Конспект ООД по художественно - эстетическому воспитанию в подготовительной группе “Путешествие по Дагестану”

Автор – составитель

Мирзамагомедова Д .К

Воспитатель МБДОУ № 12 «Теремок »

Цель: Познакомить детей с традиционным народным промыслом воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о республике, жизни людей в республике. Воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям республики. Продолжать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Дагестана: ручное ковроткачество, ювелирные изделия, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом.

Дидактические задачи: Обобщить представление детей о своей республике, ее городах и селениях. Поддерживать чувство любви к родным местам

Игровая задача: Выбрать из предложенных картинок тот вид транспорта, на котором удобнее всего прибыть в город или селение. Настроить детей на работу в “творческих мастерских” народных умельцев. Вызвать у детей интерес и создать праздничное настроение к проведению игры-путешествия по Дагестану.

Игровые действия:

Правила игры.

Найти на карте Дагестана, пункты своего путешествия, выбрать удобный вид транспорта.

Оборудование: Карта Дагестана, тематическое панно с изображением природы Дагестана, на которой отмечены определенными символами аулы и города, центры различных художественных промыслов.

Например.

г. Дербент, с. Хив, с. Микарах, с. Хучни и др. – ковры с. Кубачи, Гоцатль – ювелирные изделия. С. Балхар – кувшины глиняные. С. Унцукуль- декоративная ваза с насечкой. Оформить выставку с экспозицией из предметов народных мастеров, а также фотографий репродукций.

Оборудование для детей:

Бумага, картон, глина, ткань, пряжа, фольга, кисти, краски, клей, ножницы, сетки, трафареты, баночки с водой, тряпочка, гончарный круг, подкладочная доска, станок для ткачества и т. д.

Содержание

В зале, где и планируется провести праздник, посвященный народному искусству. Здесь подготовлены места для юных мастеров, оформлены уголки, имеются соответствующие материалы для работы, центром экспозиции оформление зала является символическая карта Дагестана с указанием центров народных промыслов.

Обратить внимание детей в карте Дагестана, с которой они уже знакомы, уточнить название городов и селений, в которых они побывали в гостях.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Сегодня дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

Чтобы совершить это путешествие нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети: - Да!

(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)

Воспитатель:

- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети: - В селении Балхар.

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар.А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети: - с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети,откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети: Да

!Воспитатель:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет». (Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

- Это древний город Дербент. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(предложить детям, экспозицию выставки, репродукцией ковров, которая организованна в зале. Дети рассматривают выставку).

Экскурсовод:

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из которого мастерила, изготавливают ковры.

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Экскурсовод:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана: что цветет в горах. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Ребенок:

- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Экскурсовод:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Ребенок:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)

Ведущий:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».

Ребенок:

«Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок

Завязала узелок.

Завязала два узла

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)

По окончании музыки предложить детям заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Экскурсовод:

(девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку,и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок: - В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Ребенок: - Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Ребенок: - Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Экскурсовод: - Для чего служат кувшины, игрушки?

Ребенок: - Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Ребенок: - Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Экскурсовод: - Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок: - Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

Ребенок: - Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий: - Высако в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер – самолет и полетели. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

Экскурсовод:

- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Ребенок: - Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ; чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Ребенок: - Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов, в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Ребенок: - С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Ребенок: - Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Ребенок: - Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок: - Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

Песня молодых кубачинцев

В путь – дорогу, молодцы,

Отправляться нам пора.

Молоточки и резцы,

Как всегда, возьмем с собой.

До чужих добравших мест

Пустим молоточки в ход,

Вспоминая про невест,

Что остались в Кубачи.

Персиянкам золотых

Мы наделаем колец

И стамбульских мастерских

Не один скуем браслет.

Нам дойти не мудрено

До французских городов.

Мы в Париже не одно

Ожерелье смастерим.

Молоды у нас сердца,

И на весь прославлен свет

Почерк тонкого резца

Кубачинских мастеров.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка:

Экскурсовод:

- Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий: - из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок: - Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы и т. д.

Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий :- какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок: - Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор. Рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок: - Самое главное руки унцукульца, его высокий художественный вкус.

Ведущий: - Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором: -Спасибо!

Экскурсовод: - Приезжайте к нам еще.

Песня «Приезжайте в Дагестан»

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое – то время стать народным умельцом, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».

Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.

Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.

(Дети, по желанию выбирают себе «мастерскую», и приступают к работе. Воспитатель, при необходимости оказывает помощь детям.


1

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Методические рекомендации и разработки

Создать новую публикацию
Юлия Юрьевна Голобокова добавила публикацию

10 дек 2024 в 16:42

Мастер-класс «Игры с камешками «марблс» - как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего дошкольного возраста»

Тема: «Игры с камешками «марблс» - как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего дошкольного возраста»Участники мастер – класса: воспитатели детского сада. Цель мастер-класса: распространение опыта работы по использованию нетрадиционного оборудования при работе с детьми раннего возраста Задачи: • знакомство участников мастер-класса с играми с использованием карточек и камешков «марблс»; • о...

Оксана Юрьевна Цивилева добавила публикацию

18 окт 2023 в 16:51

"Роль игр в речевом развитии дошкольников с ОВЗ"

Цивилева О.Ю., Учитель – дефектолог МАДОУ «Лукоморье» «Роль игр в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ». Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. У детей выявляется вс...

Елена Викторовна Усова добавила публикацию

27 июн 2023 в 08:35

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с родным городом

Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом, городом, ближайшим окружением. оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, как части великой Родины. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём...

Юлия Юрьевна Голобокова добавила публикацию

8 апр 2023 в 06:18

Квест-игра по ПДД «Тропа безопасности»

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Задачи: Обучающие: Формировать у воспитанников навыков безопасного поведение на улицах и дорогах; закрепить знания детей среднего дошкольного возраста о правилах дорожного движения; повторить и закрепить правила дорожного движения; научить воспитанников ориентироваться в различных дорожных ситу...

Ольга Михайловна Буланенкова добавила публикацию

9 мар 2023 в 06:15

Педагогический проект "Народные традиции и культура"

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек. Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни, когда резко снизилась роль значения таких понятий, как патриотизм, чувство национальной гордости.Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизн...

Т. Н. Мингазова добавила публикацию

24 ноя 2022 в 13:56

Краткосрочный проект по здоровьесбережению «Мы здоровье сбережём» для детей старшей группы

Пояснительная записка В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, ст...

К. Ю. Анзенова добавила публикацию

23 сен 2022 в 12:08

Проект "Наше лето"

Для того чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для летней деятельности на территории детского сада в интеграции со всеми образовательнымиобластями. Необходимо создать условия для проявления познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использование полученных знан...

Ольга Михайловна Буланенкова добавила публикацию

25 авг 2022 в 13:13

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный квиллинг» филигранное бумагокручение

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочный квиллинг» разработана в соответствии с Федеральным закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации ре...

Анастасия Сергеевна Аленычева добавила публикацию

16 мая 2022 в 14:12

Развитие речи в 4-5 лет

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче. 2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов. 4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. 5. Активно использует в речи обобщающие слова, наречия...

ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА добавила публикацию

18 апр 2022 в 12:47

Конспект НОД "Люби и знай свой Красноярский край"

Конспект НОД «Люби и знай свой Красноярский край» для подготовительной группы детского садавоспитатель МБДОУ № 265 Иванова Т.А.Цель: Расширять кругозор дошкольников о родном крае, его географическом положении, символике, достопримечательностях, поддерживать познавательный интерес к истории родного края. Задачи: Образовательная: - формировать умение самостоятельно объединятся в группы, выполнять поставленную...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО