Цивилева О.Ю.,
Учитель – дефектолог МАДОУ «Лукоморье»
«Роль игр в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. У детей выявляется все больше проблем, начиная от односложной, состоящей лишь из простых предложений речь, неспособности грамматически правильно построить предложение, бедной диалогической речи, нарушением звукопроизношения, слоговой структуры, до полного ее отсутствия.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной и интеллектуальной сфере ребенка.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует развитие ребенка. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. И сегодня по ходу нашей встречи я предлагаю вам поиграть в игры, которые вы можете проигрывать с детьми в домашней обстановке. И для начала, чтобы познакомиться с вами мы проведем небольшую игру.
Упражнение «Встаньте те, кто…
Сейчас я вам буду предлагать различные варианты вопросов, если вы согласны с ними, то выполняете действие, которое я назову, если ваш ответ нет или вы сомневаетесь над правильностью ответа, то остаетесь на месте.
Встаньте те, кто посещал занятия логопеда или дефектолога в детстве.
Помашите руками те, кто чисто и красиво говорил в детстве, у кого не было нарушений звукопроизношения.
Потопайте те, кто умел читать и писать, когда пошел в школу.
Похлопайте те, кто с легкостью может рассказать скороговорку, сочинить рассказ, пересказать сказку.
Поднимите правую руку вверх, если вы быстро сможете запомнить и рассказать предложенное вам сейчас стихотворение.
Поднимите левую руку вверх те, кто играет с детьми дома в речевые игры.
Встаньте те, кто испытывает трудности в понимании речи своего ребенка.
Спасибо большое, мы с вами немного отвлеклись, отдохнули, но что же мы видим в результате выполнения данного упражнения. Есть те, кому дается все легко и просто, некоторые из вас испытывают трудности при выполнении данного упражнения, одним с трудом давалось заучивание стихотворений в детстве, другим трудности в правильном построении предложений и т.д. Так же происходит и у детей.
Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие ребенка. И поэтому наша с вами задача работать над этой проблемой в системе, ведь мы все с вами являемся участниками образовательного процесса.
Упражнение «Все дети разные»
Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они любознательны, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки мыльные пузыри).
А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии, когда ребенок вроде хочет нам что – то сказать, но не может в силу разных причин. (достать кубики Блума).
А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные, слова из них не вытянешь (достать шнурок).
А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте , они болтают без умолку так, что ничего не понятно.(достать мячик).
Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать прищепки и фигурку ежика).
Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная наша задача: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». «Что не так делаю я?» Он такой, какой он есть, надо постараться это понять и принять его с этими трудностями, но сразу же задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?, «Чем могут помочь ему специалисты?, «Нужно ли нам объединиться в решении данных проблем?»
Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами, казалось бы простые игрушки, которые есть у всех дома. Но с каждым из этих предметов существует огромное количество речевых игр. Предлагаю вам поиграть в некоторые их них.
Первая грань «Куба знаний» - Назови и опиши (то есть ребёнку нужно назвать основные признаки предмета : форму, цвет, размер)
Подберите картинки в соответствии с вопросом. С каким известным методом схожа эта грань куба? (рассказ описание)
Следующая грань - Сравни и проанализируй – необходимо понять и рассказать, из чего сделан предмет, из чего состоит, указать сходства и различия с уже знакомыми предметами. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков классификации предметов, знание их частей, подбора признаков, согласование в речи сущ. с прил. в роде, числе с предлогом из)
Третья грань - Используй – дети рассказывают и, по возможности, показывают как можно применить предмет. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков употребления глаголов, согласование их в речи с другими частями речи, предлогами при составлении предложений и рассказов по предъявляемому действию и из личного опыта)
Следующая грань - Поделись – (предложи ассоциацию) – ребенок называет то, с чем у него ассоциируется тот или иной предмет или предметы. Ассоциация может быть относительно одно предмета или всех предметов одной, изучаемой группы (кубик – башенка, игрушки – магазин, морковка – заяц, овощи – огород и т. д.)
(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (развитие ассоциативного мышления)
Пятая грань куба - Дай оценку – ребята перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого предмета или явления, проще говоря, находят « » и «-».
(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает)
Здесь же можно применить технологию проблемного обучения и задать соответствующие направляющие и уточняющие вопросы. Например: «Что можно или нужно сделать, если игрушка сломалась?» «Ты сорвал в огороде морковку и сразу съел – это принесет пользу здоровью?» и т. д.
Шестая грань - Запомни – последняя грань куба отводится для практического усвоения материала через развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, творческих способностей, подвижных игр (нарисуй, раскрась, слепи, выложи из палочек, бусин, геометрических фигур (танграмм) и т. д.)
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
«Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
Игры на развитие связной речи:
Игра «Что на что похоже»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игра «Мяч передавай слово называй»
Педагог : «Посмотрите на наш мячик, что – то он загрустил. Не пора ли нам повеселиться и поиграть?»
Объясняет правила. Играющие дети выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук и говорит движение с мячом. Например, мяч передаём через расставленные ноги.
Игра «Слог да слог – и будет слово»
Играющие дети встают в круг, водящий в центр круга. Водящий говорит, что кто словит мяч договаривает слог – ша (- ши, - шо)
Игра «Тихо - громко»
Дети сидят за столом. Логопед предлагает им изменять силу голоса в соответствии с движением мяча.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, стараюсь превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Предлагаю вашему вниманию одну из таких игр:
Логопедическая игра «Шнурочки правильного произношения»
Предлагаю ребенку назвать картинку, и в случае правильного произношения слова (например, со звуком «с») надеть ее на шнурок. У меня такие "шнурочки правильного произношения" с картинками сделаны на каждый звук.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на
слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок
«Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пальчиковые игры с прищепками
«Котенок»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.
В заключении нашей встречи хотелось бы сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.