Мастер-класс «Ковролинография - как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста»
Тема: «Ковролинография - как активная среда для всестороннего развития ребенка раннего возраста»
Участники мастер – класса: воспитатели детского сада
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по использованию нетрадиционного оборудования при работе с детьми раннего возраста
Задачи:
• знакомство участников мастер-класса с техникой «Ковролинографии»;
• отработка с участниками мастер-класса методов и приёмов работы по использованию «Ковролинографа»;
• создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
Оборудование:
• столы, стулья;
• ковролинографв форме мольберта, раздаточный и дидактический материал;
Ход мероприятия
Добрый день уважаемые коллеги! В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Важное место здесь занимают развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка, познавательное и речевое развитие.
А чтоб мастер– класс был не скучным
Вы хотите поиграть?
Мастер – класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью – спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер – класс не опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего узнали?
На вопросы отвечали?
Ну что ж, сегодня вам преставится такая возможность!
Целью использования «Ковролинографа» является :
- развитие у детей раннего возраста в детском саду и дома познавательных и речевых способностей через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой, художественно-эстетической с помощью ковролинографа.
Данную цель я планирую реализовываю через решение следующих задач:
• развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• воспитывать дружеское отношение друг к другу, развивать взаимопонимание с детьми и взрослыми при совместном использовании ковролинографа.
Описание работы:
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.
Для проведения занятий и игр изготовлен ковролинограф - ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, с возможностью применения как мольберта.
Использование возможно ковролинографа как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время.
Для детских игр и занятий ковролинограф удобен по нескольким причинам: липучки легко пришиваются (крепятся на скобы для степлера), клеятся на плоские игрушки, игрушка легко крепится на ковролин, не падает, чтобы ее оторвать необходимо приложить усилия. Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения. Комплекс игр на ковролинографе дает возможность проводить целенаправленные занятия по различным видам деятельности.
Ковролинограф может быть раздаточным и настенным.
Раздаточный ковролинограф - это кусок ковролина размером с лист бумаги А4. Такой ковролинограф можно раздать каждому ребенку. Помимо прочих образовательных задач, такой коврограф учит ребенка ориентироваться на листе бумаги.
Настенный (напольный) ковролинограф - это кусок ковролина размером более 1 квадратного метра и на усмотрение педагога квадратной или прямоугольной формы, который закрепляется на стене подобно школьной доске или же на деревянном мольберте с вожностью его установки на любой плоской поверхности в любом помещении.
Почему дошкольникам интересно заниматься с ковролинографом? В отличие от школьной доски, при работе с ковролинографом ребенок самостоятельно манипулирует с предметом. Он может его отклеить, приклеить, переместить, ощупать, осмотреть. Поэтому ковролинограф интересен даже детям второго года жизни.
Фигурки для ковролинографа можно изготовить из фетра, более тонкого ковролина или с помощью принтера и ламинатора. Для любого способа изготовления вам понадобится одежная «липучка», с помощью которой изображения будут крепиться к ковролину.
Изображения могут быть маленькими, раздаточными, или большими, для групповых игр.
Ковролинограф позволяет проводить образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
С помощью ковролинографа можно проводить игры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов (дидактические игры «Собери домик» и др., по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи, по изобразительной деятельности («Лучики для солнышка», «Цветы на поляне», «Домашние животные», «Лесные животные», «Времена года» и др.). Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.
На ковролинографе также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому могут помочь игры на ковролинографе.
1. Игры на развитие мелкой моторики.
Самым маленьким детям (от 1 до 2 лет) интересно и полезно просто манипулировать с фигурками: открывать и приклеивать их, вертеть в руках.
Ковролинограф является многофункциональным, и при этом простым в своем исполнении пособием.
2. Групповая игра «Смена сезонов».
Игру можно проводить как развивающую в младших группах и как физкультминутку в старших.
Потребуется большое дерево на настенный ковролинограф, листья зеленые, оранжевые, желтые и красные, цветы, снежинки на липучках (согласно сезону), корзинка или поднос.
Дети берут листья, цветы или снежинки в корзинке и относят их на дерево, таким образом актуализируя знания о текущем времени года. Фигурки можно дополнить изображениями перелетных и зимующих птиц, животных.
3. Групповая игра «Учим предлоги» для младшей группы.
Большое дерево и дом для настенного ковролинографа разместить на ковролинографе. Фигурки животных и людей выдавать детям и просить разместить на/под/над деревом, в/рядом/на доме, справа/слева от дерева/дома.
4. Игры на конструирование.
Ковролинограф можно использовать как площадку для конструирования любой сложности. Для этого в качестве изображений понадобятся геометрические фигуры. Если это конструирование по образцу, его можно закрепить на настенном ковролинографе, а дети выполнят свои работы на раздаточном ковролинографе.
5. Игры «логическая последовательность».
Коврограф очень удобен для обучения детей построению логической последовательности путем чередования двух и более элементов. Это могут быть и геометрические фигуры, и предметы (яблоко-грибок), и цветные кружки (красный-желтый).
6. Игры на счет.
Для самых маленьких можно просто считать предметы в том или ином игровом контексте, изучать понятия много-мало.
7. Игры на развитие мышления.
Одной из таких игр является игра «четвертый лишний». Ее нетрудно организовать из уже имеющихся материалов. На ковролинограф вывешиваются четыре изображения, ребенок выбирает одно лишнее и объясняет свой выбор. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; самолет, яблоко, корабль, машина и т.п.).
8. Игры на развитие памяти.
Например, игра «Что исчезло». На ковролинограф вывешиваются изображения (их количество и наименование зависит от возраста детей). Дети запоминают их и затем закрывают глаза. Педагог убирает один или несколько предметом и просит вспомнить, что же исчезло.
Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее. И необходимость их будет определяться целью проводимого занятия и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки; творческим потенциалом педагога.
9. Знакомство с русскими народными сказками с применением настенного или напольного ковролинографа.
Рассказывание сказки с поэтапным появлением на ковролинографе героев этих сказок, их движением по полотну, а также взаимодействием между фигурками этих сказочных героев, например в сказках: «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.
Подведение итогов
Итак, использование ковролинографа в работе с детьми раннего возраста совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление, развивает внимание, воображение, память и речь); развивает творческие способности; координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле; развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.); создаёт положительный эмоциональный настрой в группе.
Заключение
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.
Автор: Голобокова Юлия Юрьевна