Цель: формирование бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах
3. Расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».
Воспитательные:
Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Развивающие:
- развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
- развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограмма с голосами птиц, готовая кормушка для демонстрации, карточки с д/игрой.
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах. Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Чтение художественных произведений А. Барто «Кто как кричит?», «Птички», К.Ушинский «Дятел», М. Зощенко «Умная птичка», Волк и сорока (Болгарская народная сказка). Рассматривание иллюстраций по теме «Зимующие птицы». Разучивание стихотворений о птицах: «Спозаранок скачут птицы», «Снегирь» А.Борто, «Воробышки» В.Звягина, «Кормушка для птиц» Я.Воронец.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель:
Правильно, наступила зима. Особенно мы радуемся ее приходу, когда на улице выпадает много снега. Только тогда и чувствуется ее приход. Наконец-то можно будет прокатиться с горки на санках. Вдоволь поиграть в снежки, слепить снежную бабу. Но не надо забывать в это холодное время о наших пернатых друзьях. Дети, на прошлом занятии мы с вами уже говорили о перелетных птицах, а сегодня мы с вами познакомимся с птицами зимующими.
Ребенок:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Воспитатель: А вот какие птицы остаются зимовать, это вы отгадаете сами. Сейчас я буду загадывать, вам загадки, а на каждый ваш правильный ответ будет появляться картинка отгадка.
1. Желтенькое брюшко - воробья подружка.
2. Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут?
3. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут.
4. Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
5. Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая ...
6. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
7. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой
8. Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
Просмотр презентации. Слайды № 3-12.
Воспитатель: Когда выпадает много снега им особенно становится трудно добывать себе еду.
Включается магнитофонная запись «щебетание птиц».
Воспитатель: Дети вы слышите? Что это за звуки такие?
Дети: Это птицы поют
Воспитатель: Правильно, ребята, это щебетание птиц. Если мы с вами внимательно прислушаемся, то можем услышать их разговор .
Воспитатель: Дети, как вы думаете кто же может помочь бедным птичкам зимой?
Дети: Люди.
Воспитатель:
Все верно. Только человек может помочь не погибнуть птицам.
Дети, а как именно могут люди помочь нашим пернатым друзьям?
Дети: Построить для них кормушки, покормить.
Воспитатель: Все верно. (Демонстрация готовой кормушки).
На деревьях люди вывешивают кормушки, к которым слетаются птицы. Пернатые с удовольствием клюют корм. Нужно знать, какие корма можно будет туда сыпать. Иначе от неправильного питания птицы могут погибнуть.
Дети, сейчас мы с вами узнаем, чем же можно подкармливать птиц зимой.
Просмотр презентации. Слайды № 13-19.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, как правильно подкармливать птиц зимой. А теперь давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Проводится физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Проводится дидактическая игра. «Соедини птиц и подходящие тени»
Итог:
Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы. Дети, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей).
Автор: Галиева Маргарита