Лариса Сергеевна Стрельникова добавила публикацию
16 фев 2021 в 18:04
964 / 2
Поделиться:

Математика, как составная часть учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребёнка не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», писал Ушинский. Поэтому, одним из моментов в модернизации современного образования является усиление практической направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.


Практическая направленность обучения математике в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой (прямой угол, масштаб, симметрия, площадь, скорость). В широком смысле слова под ним следует понимать практическое моделирование ситуаций, встречающихся при изучении вопросов практического характера.


Практическая направленность школьной математики - это принцип обучения и в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение математических знаний и умений в повсеместной жизни. Итак, практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль межпредметным связям и практическим работам. На уроках я стараюсь излагать теоретический материал на практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению), а от него к применению. Так, например, при изучении тем «Ломаная», «Многоугольники», «Признаки равенства треугольников», «Виды четырехугольников и их свойства» использую проблемно-поисковый метод, в результате ребята сами пробуют определять основные свойства фигур, пытаются самостоятельно доказывать теоремы. Такие приемы позволяют включать в активную работу максимальное количество учащихся, Остановлюсь на двух принципах: межпредметной связи и практической направленности. Эти темы настолько близки, что порой их невозможно разделить, т. к. они сливаются воедино. Многие задания практического характера несут в себе информацию о том или другом предмете или же наоборот, задача межпредметного содержания таит в себе особый практический подход. Поэтому покажу использование межпредметных связей и практической направленности на своих уроках математики. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении других предметов. Раскрывая межпредметные связи, хочу отметить реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только позволяет повысить интерес к предмету, но и выявить его актуальность.


На своих уроках я выделяю основные задачи:

1) Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.

2) Использование при изучении одного предмета знаний, умений, навыков приобретённых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.

3)Проведение практических работ, используя жизненные явления, факты, исторический и занимательный материал.


Какими методами и приёмами я осуществляю межпредметные связи?

Метод целесообразных задач. Его сущность - это подбор 1 или 2 задач межпредметного содержания. Например, составление круговых, столбчатых, линейных диаграмм в 8-9 классах.


Задания:

Составь диаграмму соотношения всех видов транспорта в городе, диаграмму распределения своего рабочего времени, распределения семейного бюджета – это связь СБО. Много заданий, связанных с трудовым обучением – это определение состава тканей, состава материала для изготовления каких-то изделий. Использование так называемых «числовых, буквенных, цифровых» диктантов.

Эвристический метод. С его помощью даю возможность ребятам самостоятельно делать выводы, составлять задачи, используя знания других предметов.

Проблемно- поисковый метод. Ставлю проблему, которую можно решить, используя лишь межпредметные связи. Так тему «Симметрия относительно прямой» связываю с темой класс насекомых из уроков биологии, тему «Действия с натуральными числами и системой счета» с уроками истории.


Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал - это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить.

Обращение к историческим событиям создаёт эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь ребят, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут интерес у ребят.


Для усиления межпредметных связей я использую буквально разные возможности: и случайно брошенная фраза, книга, где можно найти много интересного о данном факте, газеты. Хочу отметить, что выявить связь школьного курса с жизнью и другими учебными предметами, всегда важно и интересно. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным способом. Однако появляется и немало трудностей : учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, возникают вопросы взаимной увязки программы.


Ведущую роль в обучении математике играют задачи. Мы все знаем, какими знаниями по экономике обладают выпускники наших школ. Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, оплачивать услуги, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. Возникшее противоречие пытаюсь разрешить с помощью введения элементов экономики, решения задач экономического содержания, имеющих практическую направленность. В связи с этим мною был разработан программный материал для учащихся 9 – 11 классов, содержащий доступные для усвоения учащимися экономические и математические понятия. Основной целью курса является формирование у учащихся умений видеть в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике, полученные на уроках знания, формировать представления, имеющие предметно – практическую направленность. Так я пытаюсь раскрыть экономическую суть вопросов быта, производства, сферы торговых отношений, происходит имитация включения в самостоятельную жизнь, происходит начальный этап социализации. В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «льготы», «себестоимость», «договора», «пени», «штрафы», «наём жилья». С каждым из этих понятий составляются задачи, которые формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный подход.


Вот некоторые темы из данной программы:

Личная гигиена.

Задача: отработать и закрепить навыки соблюдения личной гигиены, предупреждение заболеваний.

Тематика: стоимость – цена. Необходимые и дополнительные траты на предметы личной гигиены.


2. Одежда и обувь:

Задача: научить делать покупки и обосновывать свой выбор.

Тематика: времена года, месяц, дороже – дешевле, стоимость, сравнение цены, что дешевле: сохранить или купить?


3. Бюджет:

Задача: умение планировать бюджет, распоряжаться деньгами и уметь их распределять, приватизация квартиры, оплата коммунальных услуг, продовольственная корзина, прожиточный минимум, делаются расчёты оплаты за электроэнергию, раскрываются потребности семьи – духовные, физические, материальные, сопоставляются статьи расходов в соответствии с доходами семьи, решаются задачи на исключение необоснованных расходов семьи в месяц, их перераспределение в иные статьи расходов. Проходя тему % решаются задачи на нахождение суммы подоходного налога от заработной платы, рассчитываем отчисления в пенсионный фонд, вычисления дохода по различным видам вкладов в сбербанк, условия получения банковских кредитов, ссуд, определяем выгоды от покупки товаров в кредит.


4. Медицинская помощь:

Отрабатываются понятия: социальные выплаты, оплата больничных листов, льготные лекарства, вычисление срока годности лекарств по дате изготовления и сроку использования.


5.ТЕМЫ: меры массы, длины, площади, объёма

Отрабатываются понятия:

Решаются задачи на сравнение купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта, на вычисление количества ткани, необходимых на пошив штор для окна, определение площади пола, стены, окна, расчёт строительных материалов для ремонта комнаты, погонный и квадратный метр при покупке коврового покрытия.


6.Меры времени:

Решаются задачи на вычисление:

Возраста по дате рождения, затрат времени необходимого на дорогу в какое – либо место, составление режима дня, расчёт выхода на работу после отпуска.

Для решения каждой задачи, я организую обучение в режиме пошаговых программ, для решения более сложных задач создаю алгоритм в форме технологической карты.


Мой опыт показывает, что для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой. Например, скоро наступит зима, вы поедите в лагерь и решите покататься на лыжах. В день поездки рассвело в 9ч 30 мин утра , а стемнело в 16ч 30 мин. Сколько часов будет светло в этот день? Сколько времени ты сможешь покататься, если поедешь на прогулку в 10 часов и будешь кататься 2 часа?


Наблюдения за отношением учащихся к содержанию задач прикладного характера показывают, что оно вызывает у них интерес. И это приводит к положительной динамике в развитии умения решать различного вида задачи и качеству усвоения материала.

Учитывая то, что из программы вспомогательной школы исключён предмет черчение, который связывал уроки геометрии с уроками трудового обучения, возникла необходимость ещё более тесного контакта между этими предметами, поэтому, в рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования интеграции с уроками трудового обучения и разработан комплекс интегрированных уроков, способствующий в определённой мере подготовить учащихся к социальной адаптации.


Анализ оценки математических умений и навыков учащихся показывает, что «слабые» в математическом плане учащиеся не усваивают программу по труду и наоборот. Таким образом, между оценкой успеваемости по труду и по математике наблюдается большое соответствие. Это и понятно, т. к. математические умения по своему характеру близки к трудовым. Поэтому, задача учителя любого предмета, в том числе и математики – показать, что знания, полученные по одному какому либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим предметам.


В реализации практической направленности обучения, присутствует весь комплекс политехнических умений и навыков:

Расчётно – вычислительные умения и навыки.

Упражнения расчётно – вычислительного характера (подсчет стоимости, расчёт хлебных продуктов, которые можно получить из определённого количества зерна.


Контрольно – измерительные умения и навыки.

Это измерения массы разнообразных продуктов на весах, вместимость разных сосудов, глубина, измерение площади и объёма.

Технические умения и навыки.


Умение обращаться с теми или иными инструментами –линейкой, угольником, транспортиром, чертить окружности с помощью циркуля, находить площадь с помощью палетки.


Конструктивные умения и навыки.

Это умения конструировать, составлять таблицы, диаграммы . Для этого я использую задачи –расчёты, задачи с недостающими числами.


Иллюстративные – связанные с ознакомлением учащихся с фигурами, их свойствами.

Практические работы способствуют выработке у учащихся практических навыков и умений. Которые они могут использовать на уроках труда, физики, географии.


Итак: исходя из всего сказанного, считаю, что моя работа в этом направлении, в условиях коррекционной школы, помогает в решении ряда актуальных задач:

- Повышение качества образования по предмету

- Умение решать задачи социально – значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

- Повышение мотивации к обучению.

- Повышение уровня социальной адаптации учащихся.


Анализируя свою работу, работая с методической литературой, хочу отметить, что основные трудности и затруднения преподавания межпредметных связей и практической направленности напрямую связаны с действующими программами.


Отсутствие программ, учебных пособий, учебников для 10 -11 классов, недостаточное согласование по содержанию учебного материала с другими предметами, не введение новой терминологии - всё это усложняет работу учителя.


Что я могу порекомендовать своим коллегам, работающим по данному направлению и сталкивающимися с такими же проблемами?

Во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников.

Во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя, где они могут применять математические навыки и что можно использовать со своих уроков для уроков математики.


И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными, чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.


Литература:

1.Г.П.Башарин «Начало финансовой математики». М 1998г.

2.И.М. Бгажнокова «Экономический практикум в школе для детей

с умственной отсталостью» Программа М ,2001

3.Ю.М. Колягин. В.В.Пикан «О прикладной и практической направленности обучения математике» Математика в школе 1985.

4.А.С. Симонов «Экономика на уроках математики» М.Школа-Пресс 1999г

5 С.Л. Смирнова – учитель – дефектолог «Практические задания в коррекционной школе 8 вида».

6. И.М. Шапиро «Использование задач с практическим содержанием в обучении математике» М. Просвещение 1990г.

7А.М. Щербакова «Интегрированные занятия СБО и математики».


Автор: Стрельникова Лариса Сергеевна

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Публикации педагогов, психологов образовательных учреждений

Создать новую публикацию
Елена Александровна Хатькова добавил публикацию

14 фев 2024 в 16:33

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная публикация раскрывает методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука. На основе своего опыта составители статьи показывают преимущества данного методического пособия в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Ольга Павловна Юшкина добавила публикацию

1 фев 2022 в 05:38

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

"Волшебный новогодний шар"


Новый год самый долгожданный праздник для детей. Поэтому учащиеся решили сделать новогодний плакат к новому 2022 году. Фигуры (символ года -тигр; олень, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка и ель выполнены из бумаги с дополнительными элементами декора (паетки, помпоны, бусы). Надписи сделаны с помощью гуаши и блесток. Такой плакат украсит любой кабинет в школе и создаст атмосферу праздника.Работу выполнили учащи...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

12 дек 2021 в 19:22

Работа над дикцией в целях улучшения техники чтения у обучающихся 5-х классов

Проблемой, возникающей в обучении неродному языку, является интерференция родного языка. Интерференция в лингвистике обозначает последствия влияния одного языка на другой или перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный, в данном случае на русский язык как неродной. Интерференция может иметь место только тогда, когда в сознании говорящего сталкиваются два или более языка, т.е. в ситуации ...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

5 дек 2021 в 09:58

«Совершенствование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с дизорфографией (4-5 классы)»

Подготовила:учитель-логопед МБОУ «СШ№15», город Новый Уренгой, Козина Марина ЕвгеньевнаЦель - формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся 4-5-х классов.Задача: уточнить и развить чувство языка, овладеть правильной речью на интуитивном уровне, а затем перенести грамотную речь на письмо.При дизорфографии, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи, у обучающ...

Елена Сергеевна Тимошенко добавила публикацию

4 дек 2021 в 18:05

Конспект внеклассного занятия по швейному делу "Швейные заморочки" для обучающихся специальных (коррекционных) классов

Цель данного занятия: повысить мотивацию к предмету.Задачи: Образовательные: Формировать интерес к предмету через игровую форму Развивающие: Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся; Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях; Развивать творческий потенциал учащихся через продуктивную деятельность; Воспитательные: Воспитывать культуру поведения...

Алена Германовна Вставская добавила публикацию

20 окт 2021 в 18:45

Новогодний венок


Поделка сделана учениками коррекционной школы, с помощью воспитателя. В состав игрушки входит: вязальные нити "травка" 1 моток, 3 ёлочных шарика, атласная лента на бант-20 сантиметров, картон для создания оленя, 3 наклейки в виде ёлочки, проволока для каркаса венка, джутовая верёвка для крепления венка, искусственный снег для эффекта заснеженных шаров и оленя, пакет для упаковки изделия. В ходе работы воспи...

Александра Викторовна Лялина добавила публикацию

8 окт 2021 в 17:50

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.Данный материал подготовлен для проведения урока по предмету Трудовое обучение (Цветоводство). 7 класс, школа VIII вида, надомное обучение.Вода для полива Вода для полива должна быть комнатной температуры, отстоявшейся в открытой посуде. Холодная вода плохо впитывается, это может привести к переохлаждению растения и загниванию корня. Кипячённая вода ...

С. В. Липатова добавила публикацию

4 июн 2021 в 18:36

Технологическая карта урока по предмету "письмо и развитие речи" на тему: «Не с глаголами»

Тема: «Не с глаголами»Предмет: письмо и развитие речиТип урока: систематизация и обобщение изученногоЦель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами. Задачи:1. отработать умение правильно писать частицу не с глаголами; 2. закрепить умение находить и выделять личные окончания; 3. развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь. Ресурсы уро...

Алла Вячеславовна Кальмбах добавила публикацию

28 апр 2021 в 14:31

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по правовой грамотности для обучающихся 1- 4 классов.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края cпециальная (коррекционная) школа - интернат с.Ванновского Коррекционно – развивающее занятие по правовой грамотности (для обучающихся 1-4 классов) Педагог- психолог- Кальмбах А.В. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и отв...

Алина Евгеньевна Чернышова добавила публикацию

19 апр 2021 в 05:51

«Тьюторское сопровождение в условиях инклюзивного обучения».

В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями», с целью реализации целей инклюзивного образования с сентября 2019 года на базе КГУ «Сред...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО