Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию
5 дек 2021 в 09:58
598 / 1
Поделиться:

«Совершенствование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с дизорфографией (4-5 классы)»

Подготовила:

учитель-логопед МБОУ «СШ№15», город Новый Уренгой,
Козина Марина Евгеньевна

Цель - формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся 4-5-х классов.


Задача: уточнить и развить чувство языка, овладеть правильной речью на интуитивном уровне, а затем перенести грамотную речь на письмо.


При дизорфографии, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи, у обучающихся распространены следующие виды ошибок на письме:
- неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах);
- замены формы единственного числа имён существительных формой множественного числа и наоборот;
- ошибки согласования имён существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе;
- ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;
- пропуски и замены предлогов.
Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.
Значительные трудности наблюдаются у детей при употреблении сложных синтаксических конструкций. Типичной ошибкой является замена запятой на точку в сложносочинённом предложении (точкой дети отделяют придаточное предложение от главного). На первый взгляд, это нарушение касается только оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако, встречаются случаи, когда ребёнок при составлении или записи сложносочинённого предложения, не обращая внимания на смысл, теряет главное предложение целиком или записывает его частично (Ж.Т.Рахимова).
Недостатки формирования лексико-грамматических навыков проявляются и при чтении. Наблюдается аграмматизм. Дети читают отрывисто, делая большие паузы между словами, что ещё больше затрудняет понимание прочитанного текста, семантики слов.
Наиболее ярко недостатки формирования лексико-грамматических навыков проявляются при чтении и анализе текста, так как возникает необходимость следить не только за смыслом отдельных слов и словосочетаний, но и за связью предложений в тексте. Понимание текста затрудняется местоимениями, предлогами, союзами. Особенно трудны для восприятия метафоры и сравнения.
Картину, характерную для аграмматической дизорфографии, составляет совокупность ошибок.
Если в начальной школе я предлагаю детям задания, направленные на правильное употребление падежных форм имён существительных с предлогами и без предлогов, среди которых много таких заданий, как восстановление деформированных предложений, конструирование предложений по опорным картинкам, чтение предложений с пиктограммами, то в 5-х классах самый главный вопрос, который я задаю детям: как вы думаете, красиво, или нет звучит данное словосочетание или предложение? Для данной цели рассматривается тема: «Именное управление существительных существительными, глагольное управление».
Эта тема актуальна, т.к. вызывает немало трудностей при образовании и употреблении словосочетаний. В настоящее время в речи подростков и взрослых звучат загрязняющие речь стереотипы, которые берутся за основу правильной речи, такие как «Я говорю за классный час», вместо правильной формы «Я говорю про классный час», «Я говорю о классном часе». Или «Я говорю за родителей». Трудно понять смысл данного высказывания: «Я говорю от имени родителей», или «Я говорю про родителей»?
Мы с ребятами разбираем наиболее трудные упражнения, при выполнении которых легко запутаться.
Пример заданий по именному управлению существительных существительными, глагольному управлению.
Упражнение: употребление родительного падежа с возвратными глаголами.
Задание: образовать предложения по образцу, используя возвратный глагол и ставя существительное в скобках в нужный падеж.
При выполнения этого задания следует обратить особое внимание на то, что возвратный глагол не может управлять винительным падежом без предлога. В качестве подсказки можно использовать словосочетание с возвратным глаголом и неодушевлённым существительным мужского рода. Например:
- Если ты не знаешь, как правильно сказать – «Я боюсь лисы» или «Я боюсь лису», подставь вместо слова «лиса» слово «огонь». Можно ли сказать «Я боюсь огонь»? А как надо? Да, правильно, «Я боюсь огня». Значит, после слова «боюсь» идёт не винительный падеж («боюсь кого? что?»), а родительный («боюсь кого? чего?»). Как ты теперь составишь предложение со словом «лиса»? Я боюсь лисы.
Образец: Я боюсь (лиса). – Я боюсь лисы.
Примеры:
1). Бояться (кошка, собака, корова, мышь, мороз, жара, колючка, кактус).
2). Слушаться (мама, папа, сестра, дядя, тётя, советы).
3). Стесняться (соседка, подруга, дедушка, поступки, недостатки).
4). Дожидаться (трамвай, поездка, прогулка, экскурсия, поезд, карета, письмо, известие).
Упражнение: изменение падежа в отрицательном предложении при глагольном беспредложном управлении.
Если глагол в утвердительном предложении управляет винительным падежом без предлога, то этот же глагол при отрицании будет управлять родительным падежом («видеть стол» - «не видеть стола»).
Задание: образовать утвердительное предложение по образцу, поставив зависимое слово из скобок в нужный падеж. Затем сделать из этого утвердительного предложение отрицательное, поставив зависимое слово в нужный падеж.
При выполнении этого задания можно для проверки перед зависимым словом вставить слово «большой» или «никакой». Например:
- Если ты не знаешь, как правильно сказать – «Я не вижу стол» или «Я не вижу стола, вставь перед словом «стол» слово «никакой». Как ты скажешь, «Я не вижу никакой стол» или «Я не вижу никакого стола»? Значит, как надо сказать в этом примере – «Я вижу стол» … (Ребёнку надо закончить пример: «Я не вижу никакого стола».)
Образец: Я вижу (стол). – Я вижу стол. Я не вижу стола.
1). Я вижу (шкаф, пень, собака, дерево, картина, дом, лес, облака, вода, клумба) – Я не вижу (те же слова).
2). Я слышу (музыка, шум, крики, песня, топот, хлопки) – Я не слышу (те же слова).
Для отработки мужского, женского, среднего рода и множественного числа берём трудные примеры слов: лебедь, лошадь, кофе, метро, авокадо, жалюзи.
Для отработки навыков в подготовке написания изложений использую следующие задания: редактирование текста, выбор местоимения, раскрытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложении, работа над заглавием, составление плана, антонимы, синонимы, фразеологизмы, работа с пословицами, работа с логико-грамматическими конструкциями.

Упражнение: употребление родительного падежа с возвратными глаголами.
Задание: образовать предложения по образцу, используя возвратный глагол и ставя существительное в скобках в нужный падеж.
Образец: Я боюсь (лиса). – Я боюсь лисы.
Примеры:
1). Бояться (кошка, собака, корова, мышь, мороз, жара, колючка, кактус).
2). Слушаться (мама, папа, сестра, дядя, тётя, советы).
3). Стесняться (соседка, подруга, дедушка, поступки, недостатки).
4). Дожидаться (трамвай, поездка, прогулка, экскурсия, поезд, карета, письмо, известие).
Упражнение: изменение падежа в отрицательном предложении при глагольном беспредложном управлении.
Задание: образовать утвердительное предложение по образцу, поставив зависимое слово из скобок в нужный падеж. Затем сделать из этого утвердительного предложение отрицательное, поставив зависимое слово в нужный падеж.
1). Я вижу (шкаф, пень, собака, дерево, картина, дом, лес, облака, вода, клумба) – Я не вижу (те же слова).
2). Я слышу (музыка, шум, крики, песня, топот, хлопки) – Я не слышу (те же слова).
Задание: определить род.
Лебедь, лошадь, кофе, метро, авокадо, жалюзи.
Задание: напиши слова в родительном падеже:
Носки, чулки, яблоки, помидоры.

Список литературы
1. Козырева, Л.М. Путешествие в страну падежей./ Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2001.
2. Узорова, О.В. Практическое пособие по развитию речи /О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.- М.: АСТ Астрель, 2004.
3. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006.
4. Козырева Л.М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.
5. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006.

Прикреплённые файлы:

sovershenstvovanie_leksiko-grammaticheskoy_storony_rechi.pptx
( 0.07 МБ / 1 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Публикации педагогов, психологов образовательных учреждений

Создать новую публикацию
Елена Александровна Хатькова добавил публикацию

14 фев 2024 в 16:33

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная публикация раскрывает методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука. На основе своего опыта составители статьи показывают преимущества данного методического пособия в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Ольга Павловна Юшкина добавила публикацию

1 фев 2022 в 05:38

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

"Волшебный новогодний шар"


Новый год самый долгожданный праздник для детей. Поэтому учащиеся решили сделать новогодний плакат к новому 2022 году. Фигуры (символ года -тигр; олень, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка и ель выполнены из бумаги с дополнительными элементами декора (паетки, помпоны, бусы). Надписи сделаны с помощью гуаши и блесток. Такой плакат украсит любой кабинет в школе и создаст атмосферу праздника.Работу выполнили учащи...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

12 дек 2021 в 19:22

Работа над дикцией в целях улучшения техники чтения у обучающихся 5-х классов

Проблемой, возникающей в обучении неродному языку, является интерференция родного языка. Интерференция в лингвистике обозначает последствия влияния одного языка на другой или перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный, в данном случае на русский язык как неродной. Интерференция может иметь место только тогда, когда в сознании говорящего сталкиваются два или более языка, т.е. в ситуации ...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

5 дек 2021 в 09:58

«Совершенствование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с дизорфографией (4-5 классы)»

Подготовила:учитель-логопед МБОУ «СШ№15», город Новый Уренгой, Козина Марина ЕвгеньевнаЦель - формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся 4-5-х классов.Задача: уточнить и развить чувство языка, овладеть правильной речью на интуитивном уровне, а затем перенести грамотную речь на письмо.При дизорфографии, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи, у обучающ...

Елена Сергеевна Тимошенко добавила публикацию

4 дек 2021 в 18:05

Конспект внеклассного занятия по швейному делу "Швейные заморочки" для обучающихся специальных (коррекционных) классов

Цель данного занятия: повысить мотивацию к предмету.Задачи: Образовательные: Формировать интерес к предмету через игровую форму Развивающие: Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся; Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях; Развивать творческий потенциал учащихся через продуктивную деятельность; Воспитательные: Воспитывать культуру поведения...

Алена Германовна Вставская добавила публикацию

20 окт 2021 в 18:45

Новогодний венок


Поделка сделана учениками коррекционной школы, с помощью воспитателя. В состав игрушки входит: вязальные нити "травка" 1 моток, 3 ёлочных шарика, атласная лента на бант-20 сантиметров, картон для создания оленя, 3 наклейки в виде ёлочки, проволока для каркаса венка, джутовая верёвка для крепления венка, искусственный снег для эффекта заснеженных шаров и оленя, пакет для упаковки изделия. В ходе работы воспи...

Александра Викторовна Лялина добавила публикацию

8 окт 2021 в 17:50

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.Данный материал подготовлен для проведения урока по предмету Трудовое обучение (Цветоводство). 7 класс, школа VIII вида, надомное обучение.Вода для полива Вода для полива должна быть комнатной температуры, отстоявшейся в открытой посуде. Холодная вода плохо впитывается, это может привести к переохлаждению растения и загниванию корня. Кипячённая вода ...

С. В. Липатова добавила публикацию

4 июн 2021 в 18:36

Технологическая карта урока по предмету "письмо и развитие речи" на тему: «Не с глаголами»

Тема: «Не с глаголами»Предмет: письмо и развитие речиТип урока: систематизация и обобщение изученногоЦель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами. Задачи:1. отработать умение правильно писать частицу не с глаголами; 2. закрепить умение находить и выделять личные окончания; 3. развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь. Ресурсы уро...

Алла Вячеславовна Кальмбах добавила публикацию

28 апр 2021 в 14:31

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по правовой грамотности для обучающихся 1- 4 классов.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края cпециальная (коррекционная) школа - интернат с.Ванновского Коррекционно – развивающее занятие по правовой грамотности (для обучающихся 1-4 классов) Педагог- психолог- Кальмбах А.В. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и отв...

Алина Евгеньевна Чернышова добавила публикацию

19 апр 2021 в 05:51

«Тьюторское сопровождение в условиях инклюзивного обучения».

В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями», с целью реализации целей инклюзивного образования с сентября 2019 года на базе КГУ «Сред...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО