Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию
12 дек 2021 в 19:22
590 / 1
Поделиться:

Работа над дикцией в целях улучшения техники чтения у обучающихся 5-х классов

Проблемой, возникающей в обучении неродному языку, является интерференция родного языка. Интерференция в лингвистике обозначает последствия влияния одного языка на другой или перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный, в данном случае на русский язык как неродной. Интерференция может иметь место только тогда, когда в сознании говорящего сталкиваются два или более языка, т.е. в ситуации билингвизма или мультилингвизма.

В среднем звене много обучающихся, для которых интерференция является главной проблемой, мешающей усвоению программы по русскому языку и литературе.

В 5-х классах есть обучающиеся, для которых интерференция является главной проблемой, мешающей усвоению программы по русскому языку и литературе, это дети, которые прибывают в нашу школу в течение учебного года, а не те, с которыми интерференция не отработана в начальной школе.

Чтобы предотвратить интерференцию, необходимо заниматься на уровне фонетики, лексики, грамматики (словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация).

Русский язык богат звонкими согласными, противопоставленным парным глухим, т.е. для него характерно преобладание согласных в речевом потоке, насыщенность его слогами сложной слоговой структуры и сочетаниями согласных, сочетаемости вибрации голосовых связок почти со всеми видами ротовых артикуляций. Поэтому при чтении ученики допускают запинки, приводящие к снижению скорости чтения и напрямую мешающие осмыслению текста, ответам на вопросы по тексту. Мною разработана определённая система. Предлагаю вашему вниманию основные этапами работы на логопедическом занятии по данной системе.

Работу по улучшению техники чтения и письма я начинаю с работы на уровне фонетики, с работы над дикцией.

Дикция, от лат. «Dictio» – «произношение» – чёткое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Дикция – это степень отчётливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Дикция – ясное, отчётливое произношение, один из важных элементов культуры речи.

Для улучшения дикции необходимы:

1. Правильное дыхание и осанка, расслабление

2. Арт. гимнастика

3. Произношение согласных и гласных звуков.

4. Интонация (чувства, которые испытывает человек, имеют свойство отражаться в голосе).

Артикуляция – готовит аппарат к тому, как говорить.

Дикция – применение аппарата, подготовленного заранее к тому, как говорить в конкретных буквах, слогах, словах, предложениях, текстах. На занятиях мы отрабатываем все согласные русского языка

Рассмотрим систему работы.

Начинаем с линейки гласных звуков. На одном дыхании поём гласные: АОУЭЫИ

ЯЯЯЯЯ

ЁЁЁЁЁ

ЮЮЮЮ

ЕЕЕЕЕЕ

Затем переходим к согласным.

1. Отрабатываем их с гласными 1 и 2 ряда, чтобы усвоить разницу в звучании твёрдых и мягких согласных

БА БЯ

БО БЁ

БУ БЮ

БЫ БИ

БЭ БЕ


2. Между двумя гласными

Аба обо ыбы

Аба обы эбу

Обо аба ыбы

3. Включаем стечение согласных между гласными

Абма обма убма

Обма абма ыбма

Убма обма ыбма


4. Отрабатываем стечение согласной (Б) со всеми согласными алфавита.

Бва бга бда бжа бза бка бла бма бна бпа бра бса бта бфа бха бца бча бша бща


5. Работаем над интонацией: выделенный слог надо произнести с усиленной интонацией


БДА-бду-бды-бдо

бда-БДУ-бды-бдо

бда-бду-БДЫ-бдо

бда-бду-бды-БДО

6. Работаем над различением глухости-твёрдости согласных (на примере Б-П)


БП:

1. Хлопаем в ладоши:

БП БП БП БП БП

БИ БЭ БА БО БУ БЫ

ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ

БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП

ПИБИ ПЭБЭ ПАБА ПОБО ПУБУ ПЫБЫ

Би би би би бип

Бэ бэ бэ бэ бэп

Ба ба ба ба бап

Бо бо бо бо боп

Бу бу бу бу буп

Бы бы бы бы бып

Наоборот

Пип пэп пап поп пуп пып

Пиби пэбэ паба побо пубу пыбы

Пи пи пи пи пи бби

Пэ пэ пэ пэ пэ ббэ

Па па па па па бба

По по по по по ббо

Пу пу пу пу пу ббу

Пы пы пы пы пы ббы

7. Работаем со скороговорками, насыщенными данным звуком.

Кто без устали болтает,

Тому толку не бывает.

Бык тупогуб,

Тупогубенький бычок.

В этой скороговорке делаем ударение голосом на выделенном жирным шрифтом слове

1). Добры бобры

Идут в боры!

2). Добры бобры

Идут в боры!

3). Добры бобры

Идут в боры!

4). Добры бобры

Идут в боры!

Такая работа даёт положительные результаты. Я считаю, что учитель-логопед играет не последнюю роль при обучении детей и его работа приводит в дальнейшем к хорошим результатам обучающихся на Основном Государственном Экзамене.


Автор: Козина Марина Евгеньевна

Прикреплённые файлы:

rabota_nad_dikciey.docx
( 0.03 МБ / 0 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Публикации педагогов, психологов образовательных учреждений

Создать новую публикацию
Елена Александровна Хатькова добавил публикацию

14 фев 2024 в 16:33

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная публикация раскрывает методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука. На основе своего опыта составители статьи показывают преимущества данного методического пособия в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Ольга Павловна Юшкина добавила публикацию

1 фев 2022 в 05:38

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

"Волшебный новогодний шар"


Новый год самый долгожданный праздник для детей. Поэтому учащиеся решили сделать новогодний плакат к новому 2022 году. Фигуры (символ года -тигр; олень, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка и ель выполнены из бумаги с дополнительными элементами декора (паетки, помпоны, бусы). Надписи сделаны с помощью гуаши и блесток. Такой плакат украсит любой кабинет в школе и создаст атмосферу праздника.Работу выполнили учащи...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

12 дек 2021 в 19:22

Работа над дикцией в целях улучшения техники чтения у обучающихся 5-х классов

Проблемой, возникающей в обучении неродному языку, является интерференция родного языка. Интерференция в лингвистике обозначает последствия влияния одного языка на другой или перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный, в данном случае на русский язык как неродной. Интерференция может иметь место только тогда, когда в сознании говорящего сталкиваются два или более языка, т.е. в ситуации ...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

5 дек 2021 в 09:58

«Совершенствование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с дизорфографией (4-5 классы)»

Подготовила:учитель-логопед МБОУ «СШ№15», город Новый Уренгой, Козина Марина ЕвгеньевнаЦель - формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся 4-5-х классов.Задача: уточнить и развить чувство языка, овладеть правильной речью на интуитивном уровне, а затем перенести грамотную речь на письмо.При дизорфографии, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи, у обучающ...

Елена Сергеевна Тимошенко добавила публикацию

4 дек 2021 в 18:05

Конспект внеклассного занятия по швейному делу "Швейные заморочки" для обучающихся специальных (коррекционных) классов

Цель данного занятия: повысить мотивацию к предмету.Задачи: Образовательные: Формировать интерес к предмету через игровую форму Развивающие: Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся; Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях; Развивать творческий потенциал учащихся через продуктивную деятельность; Воспитательные: Воспитывать культуру поведения...

Алена Германовна Вставская добавила публикацию

20 окт 2021 в 18:45

Новогодний венок


Поделка сделана учениками коррекционной школы, с помощью воспитателя. В состав игрушки входит: вязальные нити "травка" 1 моток, 3 ёлочных шарика, атласная лента на бант-20 сантиметров, картон для создания оленя, 3 наклейки в виде ёлочки, проволока для каркаса венка, джутовая верёвка для крепления венка, искусственный снег для эффекта заснеженных шаров и оленя, пакет для упаковки изделия. В ходе работы воспи...

Александра Викторовна Лялина добавила публикацию

8 окт 2021 в 17:50

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.Данный материал подготовлен для проведения урока по предмету Трудовое обучение (Цветоводство). 7 класс, школа VIII вида, надомное обучение.Вода для полива Вода для полива должна быть комнатной температуры, отстоявшейся в открытой посуде. Холодная вода плохо впитывается, это может привести к переохлаждению растения и загниванию корня. Кипячённая вода ...

С. В. Липатова добавила публикацию

4 июн 2021 в 18:36

Технологическая карта урока по предмету "письмо и развитие речи" на тему: «Не с глаголами»

Тема: «Не с глаголами»Предмет: письмо и развитие речиТип урока: систематизация и обобщение изученногоЦель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами. Задачи:1. отработать умение правильно писать частицу не с глаголами; 2. закрепить умение находить и выделять личные окончания; 3. развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь. Ресурсы уро...

Алла Вячеславовна Кальмбах добавила публикацию

28 апр 2021 в 14:31

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по правовой грамотности для обучающихся 1- 4 классов.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края cпециальная (коррекционная) школа - интернат с.Ванновского Коррекционно – развивающее занятие по правовой грамотности (для обучающихся 1-4 классов) Педагог- психолог- Кальмбах А.В. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и отв...

Алина Евгеньевна Чернышова добавила публикацию

19 апр 2021 в 05:51

«Тьюторское сопровождение в условиях инклюзивного обучения».

В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями», с целью реализации целей инклюзивного образования с сентября 2019 года на базе КГУ «Сред...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО