Применение дистанционного обучения в конце прошлого учебного года было связано с вынужденными карантинными мерами. Особенностью такого обучения стало то, что мне как учителю-предметнику необходимо было в сжатые сроки осуществить грамотное управление новым процессом обучения, спроектировать и создать такие учебно-методические задания, чтобы все обучающиеся стали активными участниками учебного процесса и были вовлечены в трудовую деятельность. Для этого, я проанализировала, откорректировала все свои рабочие программы, поставив на первое место все уроки-повторения пройденного материала: мы с ребятами успешно повторили и закрепили всю технику безопасности при работе в швейной мастерской с помощью занимательных и тестовых заданий, решения готовых кроссвордов и ребусов из интернета. В дальнейшем, на примере этих ребусов, я предложила учащимся придумать свои ребусы, на то или иное задуманное слово. Многие ребята успешно справились с таким интересным и творческим заданием.
Также, в своей работе я попробовала использовать метод проектов, где учащиеся старших классов должны были с помощью интернета самостоятельно найти и переработать необходимую информацию по заданной теме. Проблема возникла на этапе правильного и грамотного оформления отобранного материала в письменном виде на листах формата А-4. Оказалось, что учащиеся затрудняются самостоятельно разлиновать листы, теряя ориентировочное пространство и красиво оформить свою работу. В дальнейшем мы потом разобрали типичные для всех ошибки и рассмотрели общие требования к подаче материалов в виде письменного реферата.
Примерная структура подачи материалов в дистанционном режиме
состоит из нескольких этапов:
1 этап урока – организация рабочего места;
2 этап урока – повторение ранее изученного материала, при использовании различных вариантов заданий – например: *электронный опрос, * тестовые задания;
3 этап урока – изучение нового материала, при использовании различных вариантов заданий – это может быть: *текстовый документ, *электронная образовательная платформа, *презентация, *видеоролик, *интернет-источники (ссылки), * реферат, или *практическая работа,
4 этап урока – обязательная динамическая пауза, в виде повторения движений под видеоролик или *самостоятельной разминки;
5 этап урока – закрепление изученного материала – при использовании различных форм контроля – например: *электронный опрос, *тестирование, *реферат, *аудио или видео-опрос;
6 этап урока – завершение урока или обратная связь – в виде консультаций, фотоотчётов, аудио или видеоотчётов.
Далее, при изучении нового материала я сделала выборку наиболее легкоусвояемых тем, которые наиболее подходят для самостоятельного изучения. В качестве примера хочу наглядно представить распечатанные дистанционные уроки, состоящие либо из повторения пройденного материала, либо из новой темы и её закрепления, либо из практической работы. При этом, я придерживалась традиционной структуры урока: название темы, содержание темы с обязательными иллюстрациями, схемами, рисунками к изучаемому материалу или просмотр видеоролика. И обязательное закрепление темы урока, в данном случае – это ответы на вопросы, заполнение таблицы и выполнение небольшого творческого задания в виде отгадывания ребуса.
Например:
Урок № 2. Профессионально-трудовое обучение. Швейное дело. 6 класс.
Тема: Классификация тканей по волокнистому составу.
Сведения о волокнах.
В своей повседневной жизни мы постоянно имеем дело с большим количеством вещей из тканей. Ткани бывают разными по внешнему виду и на ощупь – гладкие и пушистые, тёплые и холодные, мягкие и жёсткие, плотные и прозрачные. Если очень внимательно рассмотреть любую ткань, то можно увидеть, что она состоит из переплетаю-щихся между собой нитей. Если отделить одну нить и распушить её конец булавкой, то станут заметны отдельные тонкие волоски – волокна.
Все волокна делятся на две группы: натуральные волокна и химические волокна.
Натуральные волокна – это волокна, которые существуют в природе. Их получают из растений – хлопок, лён, джут, пенька, крапива; или от животных – овец, коз, собак, верблюдов, шелковичного червя (тутовый шелкопряд).
Химические волокна – это волокна, которые получают на предприятиях химической промышленности: искусственные и синтетические.
СЛОВАРЬ: Натуральные волокна, химические волокна.
Затем, предлагалась динамическая пауза с упражнениями для глаз.
Динамическая пауза.
Дальше следовало закрепление изученного материала с записыванием в рабочую тетрадь (на листочке) темы урока, основных понятий, терминов, активного словаря, выполнение контрольных вопросов, или тестовых заданий, или алгоритмов.
Выполни задания, ориентируясь на вышеизложенную тему урока.
Задание № 1: Ответь на вопросы.
1. Как называются волокна, существующие в природе? _____________________
____________________________________________________________________
2. Из каких растений получают натуральные волокна? _____________________
3. Как называются волокна, получаемые в заводских условиях? ______________
____________________________________________________________________
4. Какие волокна получают на предприятиях химической промышленности? __
____________________________________________________________________
Задание № 2: Заполни таблицу, вставляя пропущенные слова.
Задание № 3: Отгадай ребус и напиши правильный ответ _________________________
Особенностью дистанционного обучения стали лабораторные и практические работы. Лабораторные работы я перенесла на следующий учебный год, так как они требовали необходимого лабораторного оборудования, и выполнения работы строго под контролем учителя. Проблема возникла на этапе выполнения и практических работ, например, где требовалось швейное оборудование. Эту проблему я решила заменой машинных швов на ручные стачные стежки, которые имитируют машинную строчку, а по качеству и прочности нисколько не уступают ей. Таким образом, в практическую работу я включила, пошив маски для лица, чем обусловлена была актуальность данного изделия, в разных вариантах выкройки, с правом самостоятельного выбора самим учащимся наиболее подходящего для него варианта раскроя и пошива маски. В целом, с заданием справились все, получив дополнительный бонус к итоговой оценке за индивидуальное фото в маске. При этом, некоторые девочки пошли дальше, они стал шить маски на продажу, получив от такого практического урока ещё и материальную выгоду. Отчёт по практической работе был выполнен успешно всеми обучающимися.
Например:
Урок № 8. Трудовое обучение. Швейное дело. 8 класс.
Тема: Практическая работа по пошиву индивидуального средства защиты.
Конечно, вы уже слышали о мировой эпидемии COVID-19. Это инфекционное заболевание, вызванное новым видом коронавирусов. Количество стран, где есть заболевшие, с каждым днем увеличивается, также растёт и количество больных, поэтому стоит серьёзно относиться к этой проблеме и соблюдать элементарные правила гигиены и профилактики, а именно обязательно после посещения улицы и магазина мыть руки с мылом, использовать резиновые перчатки и маски для лица. Надетая маска всё же даёт ощущение защищенности, особенно в помещении, при длительном пребывании и большой скученности людей, польза более чем очевидна!
Конечно, любая маска не прилегает плотно к лицу, как хотелось бы, потому не особенно защищает при спокойном дыхании, но всё-таки позволяет предотвратить полёт частичек аэрозоля на дальние расстояния при чихании и кашле заражённого или больного человека.
Кому маски точно нужны?
1. Всем людям, с признаками респираторной инфекции (лихорадка, чихание, кашель, затрудненное дыхание);
2. Медицинскому персоналу, работающему с больными (маска или респиратор в зависимости от проводимой процедуры);
3. Людям, ухаживающим за больным.
4. Здоровым людям, посещающим какие-либо учреждения – магазины, аптеки, больницы и т.д.
Поэтому, дорогие мои ученицы, в столь тревожное для всех время в качестве средства для индивидуальной защиты себя и своих близких, а также получения практических навыков и оценки за текущий урок, предлагаю вам сшить многоразовую маску для лица.
Правила безопасной работы мы с вами в экзаменационных билетах повторили! Обязательно их соблюдаем и применяем в своей практической работе!
Для этого вам потребуются:
Расходные материалы – ткань хлопчатобумажная (ситец, бязь, или можно использовать х/б трикотаж от старых футболок или маек), тонкая эластичная тесьма 2 отрезка по 20 см; нитки швейные, плоскую проволоку, длиной 5 см.
Инструменты и приспособления – ручная игла, портновские булавки, ножницы, швейная машина, электрический утюг.
Ход работы:
1. Для одной маски нам потребуется два прямоугольника, размером: 28*20см и 24*16 см. Раскраиваем из х/б ткани и накладываем малый прямоугольник на середину большого, закрепляем портновскими булавками.
2. Обрабатываем (можно сначала сметать прямыми стежками) все стороны большого прямоугольника швом в подгибку с закрытым срезом, так чтобы все стороны малого прямоугольника попали под шов, одновременно втачивая концы резинки в боковые стороны маски. Длина стежка – 4 мм. Не забываем делать закрепки в начале и конце строчки.
3. При обработке верхнего среза маски, подкладываем плоскую проволоку (если есть) под подгибку шва в середине детали. Делаем вертикальные закрепки, чтобы проволока не смещалась по шву.
4. На боковой стороне маски, сложив её пополам, ставим контрольную точку середины. Закладываем встречную складку, глубиной 1см с каждой стороны маски и застрачиваем на 1 мм от края, делая в начале и конце строчки закрепки. Ваша маска готова!
Инструкция, как правильно использовать маску?
1. Перед тем как надеть маску, проутюжьте её горячим утюгом.
2. Наденьте маску на лицо. Изогните металлическую вставку или фиксирующий зажим по форме носа.
3. Потяните за нижний край маски, растянув встречную складку, так чтобы она закрыла рот и подбородок.
4. Снимите маску после применения, удерживая за эластичные заушные петли и не прикасайтесь ею к лицу или одежде.
5. Сразу после использования, постирайте маску с мылом и дезинфицирующим раствором (перекись водорода или хлоргексидин), просушите и вновь проутюжьте горячим утюгом.
6. Будьте здоровы!
На мой взгляд, настоящей проблемой стала система контроля, т.к. хоть и оговаривались всегда сроки сдачи домашнего задания, но кто-то всегда сдавал вовремя, а кто-то не сразу осознал всю значимость и ответственность дистанционного обучения. Но, всё-таки с помощью классных руководителей (спасибо им за оперативность) мне удалось собрать все выполненные задания со всех учащихся, выставить четвертные и годовые оценки и успешно закончить учебный год.
Вывод: Такой опыт работы показал, что дистанционное обучение вполне приемлемо для обучения детей с ОВЗ, но только как временный вариант, т.к. оно не может в полном объёме заменить коммуникативное взаимодействие учителя с учеником, и при условии, что все участники учебного процесса будут иметь средства оперативной связи и интернет.
Автор: учитель МКОУ СКШИ VIII вида, Мазовка Наталья Михайловна