М. Е. Карякина добавила публикацию
26 фев 2021 в 05:58
978 / 1
Поделиться:

Специфика коррекционной и профилактической работы с детьми школьного возраста с ОВЗ при нарушениях эмоционально-волевой сферы

Введение

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные со¬стояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения). Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воз¬действия могут стать причиной временных нарушений поведе¬ния, а закрепившись, они могут привести к аномальному (иска¬женному) развитию личности.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечи¬вающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов вешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблаго¬приятными ситуациями (условиями развития) и не связанные c органическим поражением ЦНС:

энурез

физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяже¬лой формы сколиоза и др.),

внезапное сильное раздражение устрашающего характе¬ра (пожар, нападение злой собаки и др.)


Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, по¬этому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психо¬патического развития личности характерны: слабость воли, им¬пульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недораз-витие эмоционально-волевой сферы проявляется также в опреде¬ленном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сфе¬ры выражены при органической психопатии, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и «бестормозные».

При возбудимом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие заме¬чания у детей и подростков возникают бурные реакции, протеста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак¬терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность, настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостно¬сти, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свой¬ством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. 

Дистимический тип

Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче¬ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника¬бельны, активны. В период спада настроения они немногословны пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано¬вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се¬бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли¬тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст¬роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви¬тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип

Основной чертой этого типа является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет¬стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост¬ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени¬ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертированный тип

У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда¬ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип

При этом типе характера у подростков наблюда¬ется несбалансированность между возбудительными и тормозны¬ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо¬дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо¬жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив¬ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от¬ношениях с окружающими.

Демонстративный тип.

Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель¬ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва¬ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност¬ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип

Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцен¬тированная черта характера проявляется в поведении личности. «Поведение педантической личности не выходит за пределы ра¬зумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, свя¬занные с тенденцией к основательности, четкости, законченности». (С. 64). Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждению. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип

Аффективно-лабильный тип.

Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость на¬строения. Частые перемены настроения сочетаются со значитель¬ной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со свер¬стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настрое¬ния лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанно¬сти к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим эмо¬ционально-волевыми расстройствами, предусматривает решение ряда организационно-педагогических задач и практическую реа¬лизацию следующих направлений коррекционной работы.

• Всестороннее изучение причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка, нарушений поведения, причин, способствовавших возникновению аффективных реакций. Выяснение условий воспитания и развития ребенка в семье.

• Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных усло¬вий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педа¬гогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).

• Определение и практическая реализация рационального (с уче¬том индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учеб¬ной деятельности. Организация целенаправленного поведения Ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

• Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) - с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образо¬вательном учреждении.

• Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами (замкнутость, негативизм (в том числе речевой негативизм) раздражительность, сензитивность (в частности, повышенная чувствительность к неудачам), безразличное отношение к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).

• Важное значение имеет преодоление и предупреждение невро¬тических реакций и патохарактерологических нарушений: эго¬центризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окру¬жающих, неуверенность в своих силах и др. С этой целью преду¬сматривается:

- предупреждение аффективных реакций, реактивного поведе¬ния; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций, вариантов межличностных контактов между детьми, провоци¬рующих аффективные реакции у ребенка;

- рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция дея¬тельности ребенка;

- предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.

Не менее важное значение придается и другим направлениям коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы. К ним относятся:

• формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелатель¬ным, корректным отношением к окружающим;

• Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление пра¬вильных межличностных отношений между ребенком, страдаю¬щим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы [класса]); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ребенка сотрудничеству с другими детьми.

- Использование в процессе коррекционно-педагогической ра¬боты с детьми разнообразных методов и приемов, специально направленных на формирование активности и самостоятельности Детей в учебной и предметно-практической деятельности (учеб¬ные задания с элементами соревнования, задания творческого характера с использованием яркого, красочного дидактического Материала; упражнения, построенные по принципу «малых ша¬гов», «подъема по ступенькам» и др.).

- Регулярные занятия в разнообразных кружках, секциях, клу¬бах по интересам;

Проводимые учебные и воспитательские занятия должны быть динамичными, разнообразными, интересными и в то же время - не должны содержать излишней информации, большого числа трудных для самостоятельного выполнения заданий, что не редко вызывает у детей отрицательные эмоции, усталость, негативные поведенческие реакции.

* Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической)

* Воспитание целенаправленности и планомерности деятельно¬сти, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, пра¬вильной самооценки собственной деятельности и поведения.

* Активное вовлечение детей в участие в подготовке и проведе¬нии праздников, экскурсий, культурно-массовых и спортивных мероприятий.

* Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности.

* Проведение занятий по психологической и психолого-педаго¬гической коррекции отмечаемых у детей нарушений эмоциональ¬но-волевой сферы: коррекционно-развивающие занятия, психо¬логический тренинг, занятия по системе арткоррекции (осущест¬вляется средствами игротерапии, музыкальной терапии, изобра¬зительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и др.).

Важное значение при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет игровая психотерапия. Для сюжетно-ролевых игр подбираются социально-бытовые ситуа¬ции, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него в личностном плане. В процессе игры ребенок обучается адекват¬ным взаимоотношениям с окружающими его людьми. Важное значение имеет дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению (на¬пример: "Моя семья", где в роли родителей выступают дети, а «роль» детей выполняют куклы; "Наши маленькие друзья", "Мы - строители", "Космонавты", "Наш двор", "Играем на детской площадке" и др.)

* Осуществление комплекса лечебных и лечебно-оздоровитель-ных мероприятий:

- врачебное консультирование (педагогов и родителей),

- правильное питание, диетотерапия и фитотерапия;

- медикоментозное лечение,

- физиотерапия,

- водолечение и закаливающие процедуры;

- лечебная гимнастика и массаж и др.*

Примечание. При проведении коррекционно-педагогической работы необходим постоянный контакт педагога с врачом-психоневрологом и психологом.

• Педагогическая работа с семьей ребенка:

- выявление и оценка социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка,

- изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в семье.

- выявление и устранение неправильных подходов к воспита¬нию ребенка в семье (воспитание в условиях гиперопеки, дефи¬цита воспитательного воздействия окружающих /гипоопека/, завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации различных видов его деятельности, и др.)

- Выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватно¬го понимания проблем ребенка.

- Определение (совместно с родителями) правильного педаго¬гического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей.

- Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи - между родителями и ребенком, между ребенком и други¬ми детьми в семье).



Прикреплённые файлы:

publik_metod_tema.docx
( 0.04 МБ / 2 )
ПРОСМОТР

Мне нравится

Комментарии (0)

Зарегистрируйтесь или выполните вход, чтобы добавить комментарий.

Публикации педагогов, психологов образовательных учреждений

Создать новую публикацию
Елена Александровна Хатькова добавил публикацию

14 фев 2024 в 16:33

Использование лэпбука как инновационного средства обучения в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная публикация раскрывает методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука. На основе своего опыта составители статьи показывают преимущества данного методического пособия в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Ольга Павловна Юшкина добавила публикацию

1 фев 2022 в 05:38

Лауреат Международного творческого конкурса «Gold Publication»

Номинация: "Новогоднее настроение"

"Волшебный новогодний шар"


Новый год самый долгожданный праздник для детей. Поэтому учащиеся решили сделать новогодний плакат к новому 2022 году. Фигуры (символ года -тигр; олень, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка и ель выполнены из бумаги с дополнительными элементами декора (паетки, помпоны, бусы). Надписи сделаны с помощью гуаши и блесток. Такой плакат украсит любой кабинет в школе и создаст атмосферу праздника.Работу выполнили учащи...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

12 дек 2021 в 19:22

Работа над дикцией в целях улучшения техники чтения у обучающихся 5-х классов

Проблемой, возникающей в обучении неродному языку, является интерференция родного языка. Интерференция в лингвистике обозначает последствия влияния одного языка на другой или перенесение особенностей родного языка на изучаемый иностранный, в данном случае на русский язык как неродной. Интерференция может иметь место только тогда, когда в сознании говорящего сталкиваются два или более языка, т.е. в ситуации ...

Марина Евгеньевна Козина добавила публикацию

5 дек 2021 в 09:58

«Совершенствование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с дизорфографией (4-5 классы)»

Подготовила:учитель-логопед МБОУ «СШ№15», город Новый Уренгой, Козина Марина ЕвгеньевнаЦель - формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся 4-5-х классов.Задача: уточнить и развить чувство языка, овладеть правильной речью на интуитивном уровне, а затем перенести грамотную речь на письмо.При дизорфографии, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи, у обучающ...

Елена Сергеевна Тимошенко добавила публикацию

4 дек 2021 в 18:05

Конспект внеклассного занятия по швейному делу "Швейные заморочки" для обучающихся специальных (коррекционных) классов

Цель данного занятия: повысить мотивацию к предмету.Задачи: Образовательные: Формировать интерес к предмету через игровую форму Развивающие: Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся; Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях; Развивать творческий потенциал учащихся через продуктивную деятельность; Воспитательные: Воспитывать культуру поведения...

Алена Германовна Вставская добавила публикацию

20 окт 2021 в 18:45

Новогодний венок


Поделка сделана учениками коррекционной школы, с помощью воспитателя. В состав игрушки входит: вязальные нити "травка" 1 моток, 3 ёлочных шарика, атласная лента на бант-20 сантиметров, картон для создания оленя, 3 наклейки в виде ёлочки, проволока для каркаса венка, джутовая верёвка для крепления венка, искусственный снег для эффекта заснеженных шаров и оленя, пакет для упаковки изделия. В ходе работы воспи...

Александра Викторовна Лялина добавила публикацию

8 окт 2021 в 17:50

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.

Презентация: Правила и приёмы полива комнатных растений.Данный материал подготовлен для проведения урока по предмету Трудовое обучение (Цветоводство). 7 класс, школа VIII вида, надомное обучение.Вода для полива Вода для полива должна быть комнатной температуры, отстоявшейся в открытой посуде. Холодная вода плохо впитывается, это может привести к переохлаждению растения и загниванию корня. Кипячённая вода ...

С. В. Липатова добавила публикацию

4 июн 2021 в 18:36

Технологическая карта урока по предмету "письмо и развитие речи" на тему: «Не с глаголами»

Тема: «Не с глаголами»Предмет: письмо и развитие речиТип урока: систематизация и обобщение изученногоЦель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами. Задачи:1. отработать умение правильно писать частицу не с глаголами; 2. закрепить умение находить и выделять личные окончания; 3. развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь. Ресурсы уро...

Алла Вячеславовна Кальмбах добавила публикацию

28 апр 2021 в 14:31

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по правовой грамотности для обучающихся 1- 4 классов.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края cпециальная (коррекционная) школа - интернат с.Ванновского Коррекционно – развивающее занятие по правовой грамотности (для обучающихся 1-4 классов) Педагог- психолог- Кальмбах А.В. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и отв...

Алина Евгеньевна Чернышова добавила публикацию

19 апр 2021 в 05:51

«Тьюторское сопровождение в условиях инклюзивного обучения».

В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями», с целью реализации целей инклюзивного образования с сентября 2019 года на базе КГУ «Сред...

ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
Мы тоже используем cookies, потому что без них вообще ничего не работает ¯\_(ツ)_/¯.
Нажимая кнопку ПОНЯТНО, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.
ПОНЯТНО