Введение
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И.Еникеев).
Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы
К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные со¬стояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения). Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Так как процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные средовые воз¬действия могут стать причиной временных нарушений поведе¬ния, а закрепившись, они могут привести к аномальному (иска¬женному) развитию личности.
Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечи¬вающих развитие ребенка, уже само по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов вешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблаго¬приятными ситуациями (условиями развития) и не связанные c органическим поражением ЦНС:
энурез
физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяже¬лой формы сколиоза и др.),
внезапное сильное раздражение устрашающего характе¬ра (пожар, нападение злой собаки и др.)
Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, по¬этому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психо¬патического развития личности характерны: слабость воли, им¬пульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недораз-витие эмоционально-волевой сферы проявляется также в опреде¬ленном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.
Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сфе¬ры выражены при органической психопатии, в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем.
Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и «бестормозные».
При возбудимом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие заме¬чания у детей и подростков возникают бурные реакции, протеста, уходы из дома, школы.
Для органических психопатов по бестормозному типу харак¬терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования патологии влечений, склонности к бродяжничеству.
При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность, настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору процессе коррекционной работы.
При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостно¬сти, малая потребность в общее с окружающими. Ядерным свой¬ством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми.
Дистимический тип
Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче¬ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника¬бельны, активны. В период спада настроения они немногословны пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано¬вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.
Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се¬бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли¬тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.
Эмотивный тип личности
Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст¬роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви¬тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себя в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.
Тревожный тип
Основной чертой этого типа является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет¬стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост¬ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени¬ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.
Интровертированный тип
У подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружающими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиночеству, заполненному чтением книг, фантазированием, хобби. Нужда¬ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.
Возбудимый тип
При этом типе характера у подростков наблюда¬ется несбалансированность между возбудительными и тормозны¬ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо¬дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо¬жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив¬ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от¬ношениях с окружающими.
Демонстративный тип.
Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцентризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель¬ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благоприятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва¬ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност¬ных свойств по истероидному типу — привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.
Педантичный тип
Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцен¬тированная черта характера проявляется в поведении личности. «Поведение педантической личности не выходит за пределы ра¬зумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, свя¬занные с тенденцией к основательности, четкости, законченности». (С. 64). Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждению. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.
Неустойчивый тип
Аффективно-лабильный тип.
Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость на¬строения. Частые перемены настроения сочетаются со значитель¬ной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со свер¬стниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настрое¬ния лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанно¬сти к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.
Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим эмо¬ционально-волевыми расстройствами, предусматривает решение ряда организационно-педагогических задач и практическую реа¬лизацию следующих направлений коррекционной работы.
• Всестороннее изучение причин нарушения эмоционально-волевой сферы у данного ребенка, нарушений поведения, причин, способствовавших возникновению аффективных реакций. Выяснение условий воспитания и развития ребенка в семье.
• Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных усло¬вий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педа¬гогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).
• Определение и практическая реализация рационального (с уче¬том индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учеб¬ной деятельности. Организация целенаправленного поведения Ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях.
• Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) - с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образо¬вательном учреждении.
• Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами (замкнутость, негативизм (в том числе речевой негативизм) раздражительность, сензитивность (в частности, повышенная чувствительность к неудачам), безразличное отношение к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).
• Важное значение имеет преодоление и предупреждение невро¬тических реакций и патохарактерологических нарушений: эго¬центризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окру¬жающих, неуверенность в своих силах и др. С этой целью преду¬сматривается:
- предупреждение аффективных реакций, реактивного поведе¬ния; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций, вариантов межличностных контактов между детьми, провоци¬рующих аффективные реакции у ребенка;
- рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция дея¬тельности ребенка;
- предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.
Не менее важное значение придается и другим направлениям коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы. К ним относятся:
• формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелатель¬ным, корректным отношением к окружающим;
• Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление пра¬вильных межличностных отношений между ребенком, страдаю¬щим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы [класса]); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ребенка сотрудничеству с другими детьми.
- Использование в процессе коррекционно-педагогической ра¬боты с детьми разнообразных методов и приемов, специально направленных на формирование активности и самостоятельности Детей в учебной и предметно-практической деятельности (учеб¬ные задания с элементами соревнования, задания творческого характера с использованием яркого, красочного дидактического Материала; упражнения, построенные по принципу «малых ша¬гов», «подъема по ступенькам» и др.).
- Регулярные занятия в разнообразных кружках, секциях, клу¬бах по интересам;
Проводимые учебные и воспитательские занятия должны быть динамичными, разнообразными, интересными и в то же время - не должны содержать излишней информации, большого числа трудных для самостоятельного выполнения заданий, что не редко вызывает у детей отрицательные эмоции, усталость, негативные поведенческие реакции.
* Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической)
* Воспитание целенаправленности и планомерности деятельно¬сти, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, пра¬вильной самооценки собственной деятельности и поведения.
* Активное вовлечение детей в участие в подготовке и проведе¬нии праздников, экскурсий, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
* Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики, в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности.
* Проведение занятий по психологической и психолого-педаго¬гической коррекции отмечаемых у детей нарушений эмоциональ¬но-волевой сферы: коррекционно-развивающие занятия, психо¬логический тренинг, занятия по системе арткоррекции (осущест¬вляется средствами игротерапии, музыкальной терапии, изобра¬зительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и др.).
Важное значение при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет игровая психотерапия. Для сюжетно-ролевых игр подбираются социально-бытовые ситуа¬ции, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него в личностном плане. В процессе игры ребенок обучается адекват¬ным взаимоотношениям с окружающими его людьми. Важное значение имеет дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению (на¬пример: "Моя семья", где в роли родителей выступают дети, а «роль» детей выполняют куклы; "Наши маленькие друзья", "Мы - строители", "Космонавты", "Наш двор", "Играем на детской площадке" и др.)
* Осуществление комплекса лечебных и лечебно-оздоровитель-ных мероприятий:
- врачебное консультирование (педагогов и родителей),
- правильное питание, диетотерапия и фитотерапия;
- медикоментозное лечение,
- физиотерапия,
- водолечение и закаливающие процедуры;
- лечебная гимнастика и массаж и др.*
Примечание. При проведении коррекционно-педагогической работы необходим постоянный контакт педагога с врачом-психоневрологом и психологом.
• Педагогическая работа с семьей ребенка:
- выявление и оценка социально-бытовых условий, в которых проживает семья ребенка,
- изучение и анализ условий воспитания и развития ребенка в семье.
- выявление и устранение неправильных подходов к воспита¬нию ребенка в семье (воспитание в условиях гиперопеки, дефи¬цита воспитательного воздействия окружающих /гипоопека/, завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации различных видов его деятельности, и др.)
- Выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватно¬го понимания проблем ребенка.
- Определение (совместно с родителями) правильного педаго¬гического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей.
- Формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи - между родителями и ребенком, между ребенком и други¬ми детьми в семье).