Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при помощи суффиксов –к, -ок, -еньк, -ечк. Развивать умение употреблять в речи обобщающее слово «игрушки», существительные в родительном и винительном падеже единственного числа, глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными, развивать слуховое внимание, логическое мышление. Вызвать у детей желание рассказывать наизусть знакомые стихотворения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Ход.
Организационный момент. Попросить малышей, стоящих стайкой, слушать внимательно и предложить тому, кого я называю, сесть на стул (по очереди шепотом называю имена детей). Дети садятся напротив воспитателя.
Пальчиковая гимнастика «Сорока»
Сорока-сорока,
(пальцы обеих рук собраны в щепотку, то сжимаются, то разжимаются: «голова сороки»);
Сорока-белобока,
(поочередно ладонью то правой, то левой руки ударяем по тыльной стороне (бока);
Кашу варила,
(указательным пальцем правой руки делаем круговые движения на ладони левой руки: «варит кашу»);
На порог скакала
(хлопки в ладоши);
Гостей скликала
(манящие движения кистями рук).
- Как можно позвать к себе гостей? (Гости дорогие, приходите к нам,
милости просим! Приглашаем вас, ждем вас в гости, проходите, пожалуйста!)
Стук в дверь.
- Кажется, к нам гости пришли. Кто же это? Послушайте загадку.
Словно репка крутобока. Круглолица, черноока.
Красные щечки. В пестром платочке.
Хлопает в ладошки. Веселая…(матрешка)
Входит «Матрешка», у неё корзинка, в ней игрушки.
М.-Здравствуйте, ребята. Я услышала, как вы гостей звали, вот и пришла к вам, да не одна… достает игрушки по одной.
В.Что матрешка принесла с собой? (дети: машину, пирамидку, куклу, конструктор. Как можно назвать все одним словом? (Игрушки). Мы с вами сегодня будем говорить об игрушках, рассматривать их, играть с ними. Как можно с ними играть? Показываю игрушку, называю ее, дети называют действия, которые можно производить с ней.
Машина – ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол.
Кукла – одевать, гулять с ней, укладывать спать, кормить, возить в коляске и т.д.
Конструктор – из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу.
Пирамидка – собирать, разбирать.
В. Игра «Чего не стало» Запомните, какие игрушки на столе. Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать игрушки. Затем вы скажете, какой игрушки не стало.
Первый раз прячу сама, затем предлагаю Матрешке.
М. Молодцы! Вы очень внимательны!
В.- ребята еще и стихи про игрушки знают. (Дети рассказывают наизусть стихи из цикла «Игрушки» А.Л. Барто).
В. - Матрешка, а ты любишь играть? (Да). А какая у тебя любимая игрушка?
М. – Отгадайте мою загадку, и узнаете.
Его бьют, а он не плачет- Только выше, выше скачет.
Скок-скок, скок-скок. Что за странный колобок? (мяч)
- Правильно, я люблю играть в мяч.
В. – Посмотрите, какой мяч у Матрешки! (большой, желтый, резиновый). Что с ним можно делать? (катать, бросать, ловить). Давайте вместе поиграем с мячом.
Физкультминутка
Мяч подскакивает вверх, Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)
Тише, тише, мяч устал, Прыгать мячик перестал.
И под столик закатился (ходьба на месте)
А мы на стульчики садимся (дети садятся).
В. – Вот как хорошо мы поиграли. Давайте все вместе расскажем Матрешке о мяче, какого он цвета, какой формы и размера, как можно с ним играть. Послушайте мой рассказ. «Это мяч. Он желтый, круглый, большой. Мяч можно катать, ловить, бросать. Я люблю играть в мяч». Кто хочет рассказать о мяче? (Дети рассказывают о мяче с помощью воспитателя.Хоровые и индивидуальные ответы).
В. – Молодцы! Вы очень хорошо рассказывали о мяче. Матрешка, тебе понравилось?
М.- Да, очень. А про другие игрушки что-нибудь можете рассказать?
В. – Конечно. Ребята знают много ласковых слов об игрушках, садись, послушай, а мячик нам поможет.
Игра с мячом «Назови ласково»
Называю игрушку, бросаю мяч ребенку, он ловит его, называет предмет ласково и бросает мяч назад воспитателю (машинка, пирамидка, куколка, матрешечка).
- Спасибо, игрушкам очень приятно. Скажите, а вы бережете игрушки? (да)
Сейчас мы узнаем это. Я буду называть вам поступки детей, а вы – рассказывать о том, хорошо они поступили или плохо.
Игра «Хорошо-плохо»
Пинать машинку… плохо. Бросить куклу… плохо.
Разбросать игрушки… плохо. Чинить машинку… хорошо
Покачать куклу… хорошо. Собрать игрушки… хорошо.
В. ребята знают стихи
Если ты сломал машинку, Мишке лапу оторвал,
Если бросил ты игрушки, И ногою их пинал…
Скажут дети:-Плохо.
Ну, а если ты игрушки Не бросаешь, не ломаешь
И на место убираешь- Это очень хорошо!
В. - Молодцы! Вы сегодня очень постарались: рассказали Матрешке о том, что можно делать с игрушками, отгадали ее загадку, составили рассказ о мяче и, играя с ним, узнали много нового.
М. – Ребята, мне очень понравилось у вас, но мне пора возвращаться, а игрушки пусть у вас остаются. А я для вас угощение приготовила.
В. Вот тебе от нас красивый платочек в подарок.
Матрешка прощается и уходит. До свидания!
Автор: Микушина Любовь Александровна